Это существенная прибавка к семейным бюджетам многих россиян. По данным Росстата, на момент принятия законопроекта заработную плату ниже двух тысяч рублей в месяц в стране получало около 6,6 миллиона человек. Очень важное дополнение: ФЗ не только увеличил МРОТ, но и изменил само определение этого показателя, прописанное в Трудовом кодексе Российской Федерации. Если раньше в нем говорилось, что ставка (оклад) работника не может быть меньше МРОТ, то теперь — минимальная заработная плата. А в нее отныне включаются все надтарифные выплаты: районный коэффициент, процентные надбавки за стаж работы, разного рода доплаты, премии.

К примеру, вы — благовещенец и ваш оклад — 1600 рублей. При старом определении МРОТ вам должны были повысить его до 2300 рублей. При новом исчислении «минималки» ваше вознаграждение за труд останется прежним, поскольку только с обязательными выплатами — 30% — районный коэффициент, 20% — надбавка за стаж работы — ваш оклад составит 2400 рублей, что на сотню больше установленного минимального размера оплаты труда. На первый взгляд низкооплачиваемая часть работников мало что от этой новации выиграет. Однако все-таки выиграет. Например, работающие по первому разряду тарифной сетки, который равняется 1221 рублю. Умножаем на обязательные коэффициенты — все равно получается меньше нового МРОТ. Их доходы чуть-чуть, но потяжелеют.

В Трудовом кодексе имеется замечательная статья N 133. Она гласит: «Минимальный размер оплаты труда устанавливается на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения». Предвидя неосуществимость прописанного в ближайшие годы из-за экономического положения в стране, разработчики законопроекта обезопасили себя 421-й статьей. В ней говорится о том, что механизм, гарантирующий выплату МРОТ в указанном размере, то есть равном прожиточному минимуму, устанавливается федеральным законом. А он до сих пор не разработан.

В данном случае имеет место определенное нарушение правил законотворчества. Оно заключается в том, что законы призваны регулировать существующие отношения, а не будущие. В противном случае они превращаются в программу либо лозунги, а это нарушает правопорядок в обществе. В 1996 году Россия присоединилась к Европейской социальной хартии, она обязана следовать всем ее положениям, в частности установить минимальный размер оплаты труда, который бы в два с половиной раза превышал прожиточный минимум. До хартийного норматива нам еще шагать и шагать, но желание достичь его у наших руководителей имеется. Сделать это будет намного легче и быстрее при новом определении МРОТ — и это еще одна немаловажная причина нововведения.

А пока прожиточный минимум в Амурской области для трудоспособного населения составляет 5028 рублей, а в среднем по стране — 3707. Его превышение над минимальным размером оплаты труда заметно сократилось, но тем не менее остается еще значительным. В правительстве РФ считают, что эти величины должны сравняться к 2011 году. Профсоюзы настаивают на уменьшении отпущенного срока в два раза. Федеральный закон предоставляет субъектам РФ возможность устанавливать свой размер минимальной заработной платы — с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Ведущую роль в этом процессе должны сыграть региональные трехсторонние комиссии, куда входят представители исполнительной власти, работодатели и профсоюзы.

Действует такой орган и в нашей области. Уже подготовлен проект соглашения сторон на 2008 — 2010 годы. Одним из его пунктов предусмотрена разработка положения о минимальной зарплате, устанавливаемой для работников, работающих на предприятиях внебюджетной сферы. Еще один путь повышения минимальных зарплат — это заключение коллективных договоров. В них можно оговорить многое, в том числе и вопросы оплаты труда. В последнее время в области наметились положительные подвижки в сфере социального партнерства. На 1 июля 2007 года на предприятиях и в организациях всех форм собственности действовало 1968 коллективных договоров. Правда, это пока лишь 16 процентов от общего числа предприятий.

Разработчики федерального закона уверены в том, что увеличение МРОТ приведет к росту зарплат не только низкооплачиваемой категории работников, а и всех остальных. К примеру, федеральная «минималка» поднялась до четырех тысяч рублей. В результате заработная плата сотрудников низкой квалификации сравняется или приблизится к оплате более квалифицированных работников. Значит, надо изыскивать средства для увеличения окладов и им. Как всегда, у наших законодателей не обошлось без проколов. Их детищем категорически недовольны северяне: от более чем двухкратного подъема величины минимального размера оплаты труда им не светит ни копейки. Даже работающим по первому разряду. Всему виной большие параметры районного коэффициента и северных надбавок, которые теперь входят в МРОТ. При подготовке законопроекта к первому чтению Правительство РФ в лице Минфина противилось столь резкому повышению минимального размера оплаты труда. Оно считает, что этот маневр партии власти тяжелым бременем ляжет на федеральный и особенно региональные бюджеты. Выдержат ли они его? Поживем — увидим.