С начала 90-х годов прошлого века - это ведущее в Дальневосточном регионе предприятие по изготовлению краново-бурильных машин на базе автомобилей ЗИЛ, «Урал» и КамАЗ. В разные годы предприятие осуществляло капитальный ремонт импортной дорожно-строительной техники, выпускало оснастку для крупнопанельного домостроения, специальные краново-бурильные машины (СКБМ-1), автомобильные краны, универсальные погрузочные машины, запасные части к ним и много других видов технической продукции. Исполнительный директор ЗАО «Шимановский машиностроительный завод «Кранспецбурмаш» Вера Нагибко провела нас по рабочим цехам, которые поразили чистотой. - Мы занимаемся ремонтом кранов всех модификаций грузоподъемностью от 10 до 25 тонн: «Челябинец», «Ивановец», «Юргинец». Изготавливаем стрелы, всевозможные металлоконструкции, делаем ремонт гидравлики, устанавливаем приборы безопасности, - перечисляла Вера Александровна под гул токарных станков. - Завод наш мобильный. Средние предприятия всегда могут перестроиться быстро, что мы и делаем. За два последних года мы освоили столько видов продукции, сколько никогда не осваивали. География поставок машин - от южного Сахалина до Калининграда. Главные наши заказчики - это железнодорожники и энергетики. В режиме «готовность номер один» на заводской территории стояла машина МС-1 для вибропогружения свай. На следующий день должны пройти ее испытания на полигоне в присутствии заказчика. В том, что они пройдут на уровне, Вера Нагибко уверена. И в ее словах нельзя сомневаться: долгие годы Вера Александровна отвечала на заводе за качество выпускаемой продукции. Преимущество этой техники нового поколения в том, что работа по установке свай для линий электропередачи, на которую раньше уходило несколько дней, теперь выполняется за четыре минуты. Но особая гордость завода - выпуск подъемников специальной краново-бурильной машины ПСКБМ-1, которую здесь изготавливают на базе автомобилей ЗИЛ, КамАЗ и «Урал» с измененными техническими характеристиками. Грузоподъемность увеличена с трех до пяти тонн, а вылет стрелы-телескопа для монтажных работ вырос до 15 метров. Буровая функция машины тоже улучшена. - Машина уникальная. На ПСКБМ-1 заводом получен патент. Кроме нас, ее в стране никто не выпускает. Она выполняет четыре функции: крановые операции, работает как подъемник, снабжена бурильным оборудованием и сварочным генератором. Аналогов такой специальной техники в России нет, - говорят заводчане. Шимановский машиностроительный способен выпускать машины ПСКБМ-1 в количестве до 130 штук в год. Но на сегодняшний день производственные мощности завода используются только на 50 процентов. С заводского конвейера выходит около 40 таких универсальных машин в год. Потребность рынка гораздо больше. Но существует много сдерживающих факторов. - Основная проблема, - считает и. о. мэра Шимановска, экс-гендиректор «Кранспецбурмаша» Павел Березовский, - это отсутствие на рынке труда нашего города высококвалифицированных рабочих. Выбирать не приходится. Нам нужны токари, фрезеровщики, сварщики высокой квалификации, которые имеют аттестацию на грузоподъемные механизмы. Для того объема, который делаем сегодня, предприятию требуется около 30 таких специалистов. «Кранспецбурмаш» заключил договоры с местным ПУ-3 о прохождении производственной практики. Казалось бы, при острой ситуации на рынке труда Шимановска на заводе отбоя не должно быть от желающих устроиться сюда на работу. Тем более что на предприятии созданы для этого все условия: хорошие бытовки, свой медпункт, столовая, прачечная для стирки спецодежды. Есть тренажерный зал, где можно подкачать мышцы или поиграть в теннис в перерыве или после трудовой смены, имеется даже сауна. Утром, вечером и во время обеденного перерыва работников доставляют на завод транспортом предприятия. И несмотря на все, из 30 человек, которые приходят сюда в течение года на практику, остается всего двое-трое ребят. К сожалению, квалификация, полученная в период обучения в профессиональных училищах, очень низкая - и оплата за труд соответствующая. - Сегодня на заводе не надо стоять с кувалдой - станки с программным управлением. Необходимо разбираться в электронных схемах, грамотно читать чертежи, - со знанием дела говорят специалисты рабочих профессий. - А в профессиональных училищах производственная база настолько устарела, что выпускники не могут управлять механизмами, используемыми в процессе производства. Поэтому буквально все проходят переобучение на заводском учебном пункте, вновь получая профессию токарь второго разряда или смежную профессию, например, стропальщика, кузнеца на молотах и прессах, шлифовщика, а это - дополнительные затраты. «Кранспецбурмашу» очень нужны конструкторы-машиностроители, технологи по обработке металла. Приезжают по направлению и выпускники вузов. Но остаются тоже единицы. Потому что кадровая проблема напрямую зависит от квартирного вопроса. А он пока в Шимановске, где 25 тысяч кв. м составляет ветхое жилье - «подарок» железнодорожников, остается открытым. Сегодня в городе и на заводе, в частности, возлагают большие надежды на три многоэтажных долгостроя, которые реанимировали волевым решением губернатора Колесова. Треть новых квартир будет передана «мученикам бараков», остальное - под ипотеку. В рамках программы «Молодая семья», которую разрабатывают в администрации города, у молодых специалистов появится возможность взять ипотеку на жилье без первоначального взноса под 7 процентов годовых сроком на 25 лет. Цена за долгожданные квадраты, обещают власти, должна быть приемлемой. - Думаю, это будет первый толчок к тому, чтобы молодые специалисты оставались в Шимановске и возрождали, в том числе и былую мощь «Кранспецбурмаша», - возлагает надежды Павел Березовский. И в свете новых событий у завода появились реальные перспективы осуществить мощный рывок вперед. 10 августа Приамурье посетил Сергей Когогин, генеральный директор ОАО «КамАЗ», который готов вкладывать инвестиции в область. Представители «КамАЗа» провели на «Кранспецбурмаше» финансовую, техническую и аудиторскую проверку. Ее результаты будут известны 1 октября - к этому сроку, согласно договоренности сторон, все необходимые документы должны быть представлены гендиректору ОАО «КамАЗ». После их рассмотрения будет принято решение об инвестиционном направлении - станет ли наш «Кранспецбурмаш» одной из площадок Камского автомобильного. - С 1993 года я хотел добиться встречи с генеральным директором этого завода, чтобы наладить здесь сборку КамАЗов. Это было моей давней мечтой, - признался Павел Викторович. - Китайцы, которые поставляют на Дальний Восток свою технику, не выдержали бы конкуренции с нами. Мы бы «задавили» их качеством и возможными вариантами. Мечты руководства завода совпали с задумкой нового губернатора, который до назначения руководил крупным промышленным предприятием в Казани и теперь вынашивает планы по развитию машиностроительной отрасли в Амурской области. - Когда Николай Александрович увидел, что мы ставим технику на КамАЗы, то заявил: «Через неделю я привезу сюда Когогина». Я, конечно, не поверил. А через неделю гендиректор ОАО «КамАЗ» был здесь. Николай Колесов также пообещал, что даст нам деньги на достройку трех домов. Сказал - сделал. Через две недели прошла договорная компания, и нам выделили деньги. Мы убедились, что губернатор - человек слова. И будем стараться всячески поддерживать его экономические инициативы. Павел Березовский на заводе работал с самого основания, начинал мастером и дорос до генерального директора. Сумел создать команду единомышленников и сохранить предприятие во времена «либерализации и приватизации». Когда имущество других заводов сплошь разворовывали, переплавляли на металл и экспортировали в Китай, на «Кранспецбурмаше» берегли каждый станок и искали любые пути, чтобы выбраться из финансовой ямы. - Идущий вперед всегда осилит дорогу, - определил свое жизненное кредо экс-гендиректор. - Так и наш завод. Последние три года превышение объемов у нас составляет фактически 150 процентов. Если пойдут инвестиции Камского автомобильного, будем выпускать по 720 машин в год, произойдет увеличение производства в 120 раз. Для завода и для района это экономический рывок вперед. В свою очередь мы делаем все, чтобы марка «КамАЗа» не упала в глазах заказчиков. Она сегодня высокая - такой и должна остаться.

Возрастная категория материалов: 18+