Тот самый случай, когда реклама двигает прогресс там, где его не мешало бы несколько приостановить. Но и в том, что вторая часть прогремела гораздо громче, чем первая, тоже нет ничего парадоксального - продюсеры всего лишь продемонстрировали мощность имеющихся в наличии усилителей. Впечатляет, чего не скажешь обо всех остальных составляющих этого боксерского кино. Бокс в картинках Впрочем, оба «Боя с тенью» было бы наивно относить к фильмам спортивной тематики. С таким же успехом «Большой куш» и «Криминальное чтиво» можно считать картинами о сложной и полной опасностей жизни профессиональных боксеров. Детище Алексея Сидорова и его молодого преемника Антона Мегердичева - это, прямо скажем, не «Рокки». Гораздо больше первая часть «Боя» напоминает многочисленные и одноликие боевики девяностых, я имею в виду те, что пачками производились на отечественных киностудиях. Герой, девушка, враг героя и стрельба вперемешку с кетчупом - этот нехитрый рецепт отличается завидной живучестью в меню отечественного кинематографа. Конечно, «Бой с тенью» выгодно отличался от своих собратьев десяти- и пятнадцатилетней давности, как бюджетом, так и техническими возможностями, но сюжетом - не очень. А то, что главный герой храбро сражался вслепую, так, во-первых, это мы уже неоднократно видели в замечательно глупых голливудских фильмах (Нео из «Матрицы» не так уж давно зрение потерял), а во-вторых, все знаем из расхожего анекдота, для чего боксеру голова. Безусловно, свою аудиторию история Артема Колчина и его застопорившейся боксерской карьеры нашла во многом благодаря неплохому актерскому составу. Принято считать, что одно только присутствие Андрея Панина делает любопытным любой фильм, будь то боевик или молодежная комедия. А сюжет, время от времени впадающий если не в маразм, то в обыкновенное занудство, для отечественного кино вообще дело привычное, и никаким «Бумерам» и «Дозорам» избежать этих национальных особенностей не удается. Логичное и поэтому неотвратимое желание любого успешного кинопроекта повторить успех в продолжении свойственно не только голливудским акулам кино. Наши попытки уложить еще один снаряд в свежевырытую воронку, конечно, не так многочисленны и касаются в основном именно фильмов-шутеров вроде «Брата» или «Бумера». Надвигающаяся волна сливок, снимаемых с классических фильмов, пока еще только надвигается (возвращение мушкетеров и Жени Лукашина с Надей уже не за горами), а вот с историями сугубо криминального характера проще и понятнее. Герои, выжившие или воскрешенные чудом, попадают из огня первой части в полымя второй, меняется чаще всего место действия, и добавляется пара-тройка дополнительных персонажей, желательно отрицательных. Все остальные отличия представляют собой старательно приумноженное количество сцен жестокости, спецэффектов и, соответственно, вложенных денег. Немного настоявшееся блюдо можно смело подавать на стол. «Бой с тенью-2: реванш» стал, наверное, одним из самых характерных представителей этого метода, уступив разве что совершенно неприкрытому самокопированию «Брата-2» и трудноразличимости «Антикиллеров». Если отвлечься, что совершенно нетрудно, от нововведенных участников действия и заграничного антуража, пришедшего на замену родным переулкам, становится очевидно, что перед нами та же история. Причем даже не та, что рассказывалась в первой части. Но нас интересует не возраст первой вариации на тему «боксер не рассчитал силу удара» (есть еще «боксер не лег в нужном раунде», «боксер состарился, и все над ним потешаются», а также «боксер умывался кровью, но храбро противостоял русскому боксеру-мафиози» и, конечно, «боксер-женщина»). Победителей судят Даже оригинальнейшая в нескольких кавычках находка сценариста - заклятым врагам приходится действовать вместе - не может спрятать от внимательных глаз желание в прошлый раз режиссера, а в этот - сценариста Алексея Сидорова взрастить урожай на той же грядке, используя стандартный набор удобрений и большее количество батраков. К сожалению, даже если это и возможно (более того, судя по сборам, возможно и еще как), то параллельно приходится наступать на знакомые, казалось бы, грабли и падать в вырытые другими ямы. В конце первой серии и в том временном промежутке, который отделил ее от второй, в жизни героев произошли важные события, связанные в основном с длительным тюремным заключением. Но если не до смерти убитый Вагит (он же спасительный Панин), срок за свои противозаконные и в чем-то даже противоестественные деяния получил немаленький, то спасавшему себя и свою девушку главному герою дали четыре года. За это время он успел поклясться не выходить больше на ринг. Зачем, совершенно непонятно? Ведь сам факт существования сиквела говорит о нарушении данного обета, и, как и полагается, поклялся выйти на свободу с совестью еще чище, чем была. Но мир устроен так, что в нем увещевания ушлых агентов оказывают на «завязавших» мастеров спорта куда более эффективное действие, нежели та самая спокойная мирная жизнь, созданная уставшими от битв руками, о которой мечтает любой уважающий себя боец-молодец. В результате Колчин, забыв о недавней слепоте и об остальных неприятностях, с которыми ему пришлось столкнуться благодаря боксу, как говорится, снимает перчатки с гвоздя и устремляется в победоносный и грозный путь за титулом чемпиона мира по какой-то там версии. Костя Цзю, Николай Валуев и прочие русские богатыри, глядя на это, вздыхают и несут перчатки к собственным гвоздям. Это что касается бокса. Дорога на вершину прерывается в банальной драке. Дерзкий, самоуверенный и позволяющий себе буквально все латиноамериканец юных лет с упорством идиота (а точнее, самоубийцы) добивается, чтобы его ударил по голове русский боксер, к тому же обозленный четырьмя годами, проведенными в исключительно мужском обществе. В конце концов ищущий находит и незамедлительно отправляется через кому в мир иной. Досадно, но перед тем как бить, Артем забывает поинтересоваться родственными связями потенциального покойника. И, конечно же, наглец оказывается не сыном официанта, грузчика или хотя бы боксера, а, наоборот, сыном самого настоящего наркобарона. Наркобарон, нисколько не обрадованный подобным поворотом событий, берется мстить, а месть у них там подают как холодной, так и разогретой, несмотря на всю категоричность пословиц. В общем, Колчину приходится не только залегать на дно по примеру многих своих кинопредшественников, совершивших непредумышленное убийство, но попутно еще и спасать свою без того настрадавшуюся девушку, вытаскивать из тюрьмы злейшего врага и не терять уже ставших привычными видов на чемпионский пояс. Реванш возможен При написании сценария авторы неоднократно прибегали к услугам знаменитой сивой кобылы, которая, несомненно, является одним из самых популярных сценаристов всех времен и народов. Это не только не новость, но и не беда. В самом деле, в шедеврах вроде «Брата-2» или «Кода апокалипсиса» откровенная чушь перестает быть неприятным раздражителем, принимая форму той самой «изюминки», которую постоянно ищет пытливый зритель в каждой картине, пытаясь выделить ее из ряда подобных. «Бой с тенью» во втором раунде стал куда более сказочным, и от выхода на Калинов мост главного героя отделяет какая-то пара-тройка частей, если таковые будут реализовываться. И уж чего точно картина не заслуживает - так это уже неоднократно прозвучавших обвинений в антипатриотичности. Мол, за океаном снимаем, агентов ФБР в сюжет помещаем, а звездно-полосатый флаг, постоянно развевающийся над рингом, символизирует слепое поклонение Голливуду и портит настроение. Знаете ли, поклонение фабрике грез - удел не только режиссеров и продюсеров, но и зрителей, и лично мне ничего плохого в нем не видится. А насколько оно слепое - это еще вопрос. Зато не вызывает вопросов любое отечественное кино, созданное во славу патриотизму - за исключением нескольких фильмов военной тематики оно никуда не годится. «Бой с тенью-2», помимо всех его эстетических, сюжетных и юмористических сторон, способен не только раздражать и веселить, но и развлекать, то есть выполнять свою главную задачу. И даже мельтешение режимов и объектов съемки, легко выдающее клипмейкера в режиссере, не сбивает сиквел с пути к главной цели - то есть к нормальному, современному экшну с крохотными элементами лирики и обилием физики. Набившая оскомину дилемма - ругать или хвалить напрочь лишенные интеллектуальной подоплеки и художественной ценности фильмы - имеет больше решений, чем заложено в постановке вопроса. После просмотра второго «Боя с тенью» очень хочется, чтобы наши режиссеры брали уроки не только у мирового кинематографа, но и у друг друга, работая в полярных киноплоскостях. Совместив интеллект со смелостью, внутреннюю красоту с внешней, хорошие идеи с солидными бюджетами, мы получим очень даже неплохие шансы на собственный реванш.

Возрастная категория материалов: 18+