
То есть, прощая человека, мы делаем ему же хуже? Как это совместить и как это нужно истолковывать? (Лариса Иванова, пенсионерка, Благовещенск). На вопрос отвечает секретарь Благовещенской епархии иерей Олег Волочай. - В послании апостола Павла к римлянам сказано: «Никому не воздавайте злом, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь». Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром». (Рим. 12: 17-21). Действительно, если один будет злым, другой должен быть добрым; если один будет безумным, другой должен быть разумным; если же оба будут злы и безумны, то зло будет неразрушимым, всеобъемлющим. Но это совершенно противоречит промыслу Божию о каждом из нас, потому что Его воля заключается в противостоянии злу в сокрушении его устоев в различных сферах человеческой деятельности. По слову Иоанна Златоуста, единственной добродетелью, способной пресечь все зло, является терпение. Только терпение помогает нам во всякой приключившейся неприятности, печали и т. п. предаваться воле Божией, укрепляет наши сердца в ратном подвиге и сохраняет от негодования и ропота. Вспомним, что Господь наш Иисус Христос не чем иным победил врагов спасения рода человеческого, как терпением креста, то есть всякого страдания. С терпением начал, с терпением проходил, с терпением и окончил Свою святую и многострадальную жизнь на земле. Этим путем последовали апостолы, мученики и все святые; этим путем призваны следовать и мы. «Претерпевый же до конца спасется» (Мф, 24,13). В том, что терпеть, недостатка ни у кого не бывает. Поприще для проявления терпения у каждого из нас очень широкое. Следовательно, широки возможности и нашего духовного спасения. Однако да-же в терпении нас могут подстерегать опасности. Вот что об этом пишет святитель Иоанн Златоуст: «Во-первых, блюди святую веру и веди безукоризненную жизнь по вере, всякий же случающийся грех тотчас очищай покаянием. Во-вторых, все, что приходится терпеть, принимай как от руки Божией, помня твердо, что без воли Божией ничего не бывает. В-третьих, веруя, что все исходящее от Бога посылается Им во благо нашим душам, за все искренне благодари Господа, благодари и за скорби, и за утешения. В-четвертых, полюби прискорбность ради великой ее спасительности и возбуди в себе жажду ее как питья, хотя горького, но целительного. В-пятых, держи в мысли, что когда пришла беда, то ее не сбросишь, как теплую одежду, надо перенести. По-христиански ли ты претерпишь ее или не по-христиански - все же претерпеть неизбежно; так лучше же претерпеть по-христиански. Ропот не избавляет от беды, а только ее отяжеляет, а смиренная покорность определениям промысла Божия и благодушие отнимают тяготу у бед. В-шестых, осознай себя стоящим еще и не такой беды, осознай, что если бы Господь хотел поступить с тобою по всей правде, то такую ли беду следовало послать тебе? В-седьмых, больше всего молись, и милостивый Господь подаст тебе крепость духа, при котором, тогда как другие дивиться будут твоим бедам, тебе будет казаться, что и терпеть-то нечего». История христианства знает множество примеров того, как смирение, терпение и кротость подвижников, даже лютых гонителей и хулителей веры, негодяев и разбойников, делали людьми, достойными Царства Небесного. А нераскаянные грешники, на чьи головы - по слову Апостола Павла - наши добрые дела собирают горящие уголья, на суде Божием будут опаляемы и осуждаемы собственной совестью. Их дальнейшая участь - вечные мучения и невыразимая скорбь.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии