Многочисленные мониторинговые опросы по теме развития АПК, проводимые правительством РФ последние несколько лет, показали, что скепсис если и не преодолен окончательно, то весьма уменьшился. В начале ноября специалисты ВЦИОМ в рамках подведения промежуточных итогов реализации нацпроекта провели в Амурской области экспертный опрос. В нем участвовали представители всех ветвей власти, крупные и мелкие сельхозпроизводители, компетентные представители переработчиков и продавцов сельхозпродукции, банков, а также журналисты, специализирующиеся на освещении в СМИ вопросов сельского хозяйства. По мнению экспертов, ситуация в российском сельском хозяйстве еще совсем недавно была настолько критическая, что властям надо было сформулировать и довести до сознания людей некоторые принципиальные позиции, которые должны были стать фундаментом для развития АПК - положение о земле, технологизация, кадры, инвестиции. Анализируя ситуацию в АПК Приамурья таких конституционных терминов, экспертам пришлось выявить как самые больные места в отрасли, так и точки роста, прижившиеся и оправдавшие себя схемы и интенции. Земля По официальным данным, в сельскохозяйственном обороте области присутствует три типа земли: государственная, коллективно-долевая и земля поселений. Эксперты сошлись на том, что когда государство в 90-е годы дало крестьянам возможность приватизировать по 10 га пашни и по 5 га кормовых угодий, то затем оно не сделало следующего логического шага - не помогло людям оформить собственность. В таком случае землю можно было бы продавать, закладывать, оформлять в доверительное управление, но так как этого не произошло, то сегодня есть опасения, что, с учетом земельного кодекса «Об обороте земли», многие сельчане могут потерять свое право на землю. Хотя как показало использование паевой земли - не у многих собственников есть силы и желание на ней работать - как правило, они сдают ее в аренду более крупным хозяйствам. Однако крупные хозяйства, имеющие дело с «плавающим» кадастром, тоже испытывают некоторые неудобства. К примеру, приходят к крупному фермеру разочарованные пайщики и говорят: «Иваныч, возьми землю!» Иваныч берет, обрабатывает ее несколько лет, честно платит паевые, но зачастую становится жертвой какой-нибудь районной административно-перераспределительной интриги. Или, допустим, приезжает в село далекий от сельского хозяйства предприниматель, заключает с пайщиками договоры долгосрочной аренды, привозит гастарбайтеров, но налогов не платит - обогащается. Тем не менее районные администрации пресекать такие случаи не торопятся: чья земля, поди разберись. Правда, в последнее время появилась положительная тенденция - крупные хозяйства начали оформлять землю за свой счет. Но опять же с опаской - какие будут налоги? Какая будет арендная плата? Здесь государству, как видится, представляется замечательный случай - заработать доверие крестьян и решить-таки названную проблему окончательно. Деньги Когда отрасль на подъеме, все ищут оборотные средства. Появился спрос на продукцию, захотелось побольше коров, побольше тракторов, и крестьянин пошел в банк, потому что государство обещало ему в большей части возместить процентную ставку на кредит сельскохозяйственного назначения. Там он выяснил, что банки предпочитают работать только с теми хозяйствами, которые и так крепко стоят на ногах. Здесь эксперты сошлись во мнении, что нацпроект, если и непреднамеренно, но готовился под сравнительно богатые хозяйства, у которых есть свои оборотные средства и хорошая кредитная история в банке. Если же хозяйства закредитованы, плюс неурожай, плюс долги прошлых лет, то банк смотрит на руководителя с подозрением и зачастую в кредите отказывает. Крестьянин идет в областное правительство. - У нас на данный момент нет залоговой базы, нет инвесторов, которые взяли бы на себя застройку тех же мегаферм, как во многих других регионах, - говорит министр сельского хозяйства Николай Титов. - Там устраивают конкурсы на то, какому инвестору дать тот или иной участок земли, и на этом проблемы хозяйств заканчиваются. Мы же живем в более сложном регионе. Застройщик сам берет кредит, выходит на проектную мощность, расплачивается за восемь лет, причем график погашения весьма не лояльный. Отодвинуть выплаты по кредитам до получения хозяйством реальной прибыли банки отказываются, напуганные общим кризисом неплатежей. К тому же обещанное государством возмещение процентов идет с большой задержкой. - Безусловно, правительство области лоббирует пролонгацию кредитов в Минсельхозе, и результат, надеюсь, очень скоро будет, - продолжает Николай Леонидович. Кадры решают все Трудоспособное сельское население в Амурской области, по оценкам экспертов, условно можно разделить на три части. Половина честно учится, работает и строит планы на будущее, несмотря на все сегодняшние трудности крестьянской жизни, особенно среди фермеров - иногда встречаются почти былинные персонажи, кажется, будто они впрямь берут силу от земли. Около четверти сельчан потерялось где-то между городом и деревней. Сельская зарплата их не устраивает, и так называемый «калым» стал для них ближайшей экономической программой. На селе говорят, что они вернулись бы и без нацпроектовских программ для молодых и прочих специалистов, у них есть где жить, но село пока не может предоставить им адекватный уровень жизни. И, наконец, оставшаяся четверть - самая счастливая. Добывает средства экзотическими способами, ни за что не платит, оказывая при этом существенное инфраструктурное и социальное влияние на те населенные пункты, где ее представители имеют счастье проживать. Яркий пример - село Раздольное. Из 1900 трудоспособных жителей в агрофирме «Партизан» работает 900. Специалистов и квалифицированных рабочих зачастую приглашают со стороны: cо всеми вытекающими - квартира, садик и прочее. Благо агрофирма успешная и может собрать очередь у отдела кадров. Но ведь есть и другие примеры. В более отдаленных районах зачастую неглупый и ответственный руководитель попросту не может собрать бригаду механизаторов или скотников. И выписывает зарубежных «гостей». Отвыкший же за последние годы от трудового регламента сельский рабочий с трудом втягивается в расписание хозяйства. «Ничего, привыкнут, - говорит Титов, - что же вы хотите, люди в иных селах по 18 лет живых денег не видели. Сейчас для МТС механизаторов набираем - так мужики к нам валом бегут. Зарплата 18 - 24 тысячи. Начинаешь с ними иногда за жизнь разговаривать, так, извините, говорят, нет у нас времени на беседы - зарплата идет». Власть оставит деньги в деревне В областном совете, по мнению экспертов, довольно сильное аграрное лобби. Нужные законы принимаются, а в последнее время даже стали выполняться. Крестьяне уже называют губернатора - «мотор» и отмечают, что впервые за 15 лет власть не только издает законы, но и ездит проверять, как они исполняются. В такой ситуации, по словам руководителя одного из крупных хозяйств, пора уже начинать связывать хозяйствующие субъекты с властью - напрямую. «У меня, - сказал он, - не бедное хозяйство, но я устал разводить все субъективные моменты на разных уровнях. Надо пробиться к мозгам чиновника, чтобы он понял, что сельское хозяйство не только бизнес, а жизненный уклад, и посчитал бы всю социальную составляющую, которую фактически безвозмездно несет на себе деревня. Сегодня с сельхозпроизводителей берут налоги, завтра присылают их обратно в виде дотаций, но за ними уже надо идти в верха с ворохом бумаг, просить, доказывать. Оставьте эти деньги в деревне...» Конечно, по большому счету вопрос о налогах и бюджете - это работа или недоработка федерального экономического блока, но и областное правительство может создать что-то вроде хозактива для более слаженной и прозрачной работы с хозяйствами. Тем более что губернатор уже объездил область, со всеми крупными хозяйствами и районными администрациями познакомился. Теперь пусть и они к нему ездят... Районные администрации, как правило, по привычке работают с коллективными хозяйствами, и фермеров, мягко говоря, стараются игнорировать. В целом эксперты согласились, что можно по итогам года сделать аудит хозяйств порайонно и таким образом осуществить финансовое оздоровление. Практически все эксперты сошлись на том, что нацпроект выполнил свою задачу: обозначил проблемы сельхозпроизводителей, остановил отток специалистов из села, познакомил крестьян с мировым уровнем производства. Планы: аграрный регион Начиная с 2008 года проект по развитию АПК будет существовать не в форме нацпроекта, а в рамках специальной федеральной программы. Основываясь на ней, региональная власть собирается сделать из Амурской области показательный аграрный регион. Область планируют разбить на рентабельные экономические зоны. «В северных районах животноводством можно будет заняться, - говорят специалисты из облминсельхоза, - там корма. В Белогорске и Серышеве животноводческо-свиноводческие комплексы поставить и другое, заказать интеллектуальные разработки, чтобы учесть особенности каждого района». Несмотря на серьезный вклад в экономику области фермерами, все же основные ставки по производству сельхозпродукции будут, видимо, сделаны государством на крупные коллективные хозяйства. Что же касается личных подсобных хозяйств... «Они помогли людям пережить перестройку, взять кредит под хозяйство, спастись от безработицы. И это не самоцель, - продолжает рассуждать Николай Титов, - очень скоро все изменится, начнем развивать область. У людей будет серьезная работа с хорошей зарплатой. А свинка будет расти в большинстве своем на соответствующих комплексах».

Возрастная категория материалов: 18+