Фото: Архив АПФото: Архив АП

Заказы на нее поступают не только из приамурских городов, но и из Владивостока и даже Москвы. Такой географии поставок нет у многих более солидных производителей мебели и в областном центре. «Как можно было решиться «в чистом поле» на такой рискованный проект!» — удивляются специалисты. А секрет прост: Кучеровы решили, что за околицей деревни мебель можно делать из натурального дерева. И это не все: они решили построить «город Солнца», как назвал новое поселение младший из них. Они если мечтают о чем-то, то тут же делают. А настоящих мастеров, как говорится, любое дело боится.

Предприятие так и называется — «Дело Кучеровых», ранее известное как ООО «Тайга». Это о нем еще в разгар перестройки местные руководители говорили как о фундаменте промышленного производства, на котором развивается район. «Ключ от будущего — в руках земляков», — говорят руководители нынешние. О таких людях — с активной жизненной позицией, которым и дальше предстоит развивать область, говорил недавно и губернатор Приамурья Николай Колесов.

Столяр для них не профессия

У дела Кучеровых нет обозначенной во времени точки отсчета — потомственные столяры здесь растут с малых лет, школьниками познают труд и осваивают мастерство родителей. Иначе профессию не познаешь, ведь столяр — это не просто хороший плотник, пусть даже с дипломом. Это признание и даже состояние души. Этапы есть — от Ильи, известного в середине прошлого века в округе столяра, который передал профессию сыновьям Сергею, Григорию и Владимиру. Вернувшись с войны инвалидом, собрал Илья ручной токарный станок, который сыновья-школьники крутили поочередно. Освоив отцовское ремесло, братья встретили перестройку с энтузиазмом, как и многие романтики того времени. Сергей, старший, участвовал в строительстве моста через Зею, что прямо за околицей родного села, на федеральной автодороге Чита — Хабаровск. С мостом рос и его сын, ровесник стройки Илья, названный в честь деда. Братьев Кучеровых позвала вместе с семьями в дорогу новая стройка — Набережные Челны. Там, на знаменитом КамАЗе, они вытачивали из дерева формы для отливки деталей из металла. Там же потом организовали первое свое дело — кооператив по изготовлению детской мебели.

Однако зрело решение вернуться в родное село. От Красноярова в сторону моста местность чуть ли не райская: лес, речка — красотища! Дорожники собирались превратить данный участок в котлован, но братья отстояли. На деньги, вырученные от продажи городских квартир, решили строить новую жизнь. Уже тогда была задумка, кроме производства и жилья, со временем создать и социальную инфраструктуру.

Начали с небольшой столярки. Затем построили цех, оснастили его многофункциональными станками, построили пилораму, общежитие и дома для работников, баню, приглядели сельскую кузницу. Владимир из брошенного металла своими руками собрал козловой кран. Начали выпекать хлеб. Кто-то взялся за возрождение хуторов. Работали много. Руководитель «Тайги» Сергей Кучеров свой кабинет превратил в мастерскую и частенько планерки проводил, не выпуская из рук инструмента. Для бумажных дел отвел небольшой закуток. Делали все: мебель для дома и офиса, для кафе, ресторанов и саун, а также рамы и двери, плинтуса, шилевку, половую рейку, бани из бруса. Работали все. Сын Илья после уроков вставал на лыжи — и бегом в лес за деревню — к своим, в цех. Здесь он не гнушался никакой работой — научился чувствовать дерево, что дается не каждому. И к окончанию школы приобрел все необходимые профессиональные навыки.

Тем временем заказы пошли в большом количестве. Шли благодарности и дипломы от многочисленных заказчиков, за участие в ярмарках и выставках. Среди них — из космодрома, от организаторов международной ярмарки в Благовещенске, от школ, детских домов и интернатов, больниц, церквей (делали здесь и алтари). И местную школу обставили своими поделками. Продукция из натурального дерева, выполненная по эксклюзивным проектам, оказалась лучше, чем собранная из получаемых отовсюду полуфабрикатов, чем занимаются многие амурские мебельщики.

Кучеровская мебель отличается не только неповторимостью, но и качеством, ценой. На этом не остановились. Кучеровы создали искусственное озеро и назвали его «Солнечное». В нем они разводят карасей, причем ловить разрешают всем. Еще одно озеро решили обустроить на месте бывшего котлована. Природа соединила его с рекой Зеей, и осталось только организовать базу отдыха. Так и решили. Построили кафе «У озера». Не успели открыть, как информация о хорошем пункте питания у федеральной магистрали распространилась среди дальнобойщиков. К тому времени, когда Илья окончил школу, отец с братьями решили провести реорганизацию.

«Тайга» стала «Делом Кучеровых», а возглавить предприятие доверили самому младшему из династии — Илье, к тому времени бригадиру столяров. Не только потому, что он был готов к организаторской и профессиональной работе. Илья строил большие планы и мечтал.

Планы, как мечты — без границ

К сожалению, в наше время редкий лесоруб борется за сохранность леса. Многие не видят в этом логики. Несмотря на то, что Илья посвящает свою жизнь лесопереработке, он душой болеет за лес и при этом не бездействует. Он сам и его предприятие высадили немало деревьев. А когда в тайгу пришли бизнесмены с пилами и лучший лес кругляком, в больших объемах отправлялся за рубеж, Илья предложил создать в районе лесные заповедники. Не поддержали власти такой «антирыночный» порыв.

Однако Илье некогда переживать. У него нет времени заниматься даже своим личным хозяйством — сегодня он, генеральный директор всего «Дела...», проживает семьей в общежитии.  А еще есть у младшего Кучерова разносторонние интересы, среди которых даже цветоводство. Один из посетителей назвал увиденное ботаническим садом. Плюс занятия спортом. Но главное — планы, производственные и по развитию всего хуторского поселения, где есть тренажерный зал для всех, общежитие для рабочих, в котором по-домашнему уютно. Уже обозначена на местности целая улица будущих домов для нынешних и новых работников. Там растут первые дома, засыпные — опилок много.

На берегу озера уже создается не только база отдыха, а приличный гостинично-туристический комплекс. Намечаются новинки и в основном производстве. Скоро здесь начнут выпускать плетеную мебель. Готовятся к производству утепленных щитов и других конструкций для сборных домов.

Займутся Кучеровы и сельскохозяйственным производством. В небольших масштабах оно уже есть, в планах же — товарное овощеводство, пчеловодство и животноводческая ферма. Все это планы, которые уже просматриваются в делах.

Каждое дело проходит замечательную стадию мечты и последующий трудный организационный этап. Кстати, я не все назвал: Илья мечтает открыть в селе дом детского творчества, близкий по сути профессионально-техническому училищу, в котором дошкольники и учащиеся младших классов будут учиться рисовать, лепить, вырезать...

«А потом, когда подрастут, они придут к нам на работу. Нам ведь люди нужны творческие, единомышленники», — рассказывает Илья. И вздыхает: «Таких у нас мало».

Нужны единомышленники

За 15 лет в «Тайге» и в «Деле Кучеровых» работало около тысячи человек. При сегодняшней численности — 50 человек — текучесть, как видим, большая. А между тем зарплата здесь немаленькая, а у опытных краснодеревщиков, столяров и резчиков — приличная. К тому же предоставляется жилье, помощь в постоянном обустройстве гарантируется. Работа интересная. Тогда почему так? Что не устраивает людей?

— Не устраивает то, что нужно работать как следует. К сожалению, принимать на работу приходилось чуть ли не каждого, кто обращался, а это в большинстве своем оказывались лодыри и пьяницы, любители легкой жизни. Одному дали инструменты, материал, создали условия: стройся! Но он оказался не способен даже гвоздь забить. Другой, как потом выяснилось, наркоман, — рассказывает Илья. — А нам бы хотелось работать с единомышленниками, чтобы можно было реализовать идеи. Так что теперь у нас отбор. Я призываю тех, кто заинтересовался нашим делом, планами, условиями и возможностями: приезжайте, посмотрите и оставайтесь — пускайте корни на нашей прекрасной земле! Наши требования вы теперь знаете.

Готовы Кучеровы участвовать в программах переселения северян и соотечественников из стран СНГ — помогло бы только государство. «Не нам, не предприятию нужна помощь, а тем, кто у нас собирается работать», — поясняет генеральный директор. Конечно, в селе Красноярове много работящих людей, но большинство трудится кто у крепких фермеров, кто уезжает на вахтовые смены. Кучеровы свой костяк коллектива уже «сколотили».

Одних родственников под десяток набирается, остальные тоже проверены делом и временем. Среди таких — братья Иван и Александр Чащины из села Желтоярова. Приехали, посмотрели да и остались. Теперь уже и обустроились. Юрий Бугаев служил рядом в армейской части — тоже остался. Пришел он к Кучеровым учеником столяра, а сейчас управляет производственной базой. Среди постоянных работников — 12 семей из соседних сел.

Трудности есть не только на кадровом фронте, но и с лесом, с землей. Предприятие выпускает продукцию в основном из сосны, а также из амурского бархата, кедра, дуба и березы. Очень трудно получить деляну под вырубку, оформить участок земли для расширения хозяйства.

— По рукам бьют, работать не дают — удручает волокита. Чиновники словно план перевыполняют по усложнению документального оформления. Палки в колеса ставятся на каждом шагу. А мы ведь улицу строим, поле хотим взять под сельскохозяйственную продукцию. В ответ — многочисленные контролеры, и везде плати.

Илья знает что говорит, поскольку каждую неделю мотается с бумагами то в Новокиевский Увал, то в Благовещенск. И редко, когда вопрос решается быстро, без проволочек. К сожалению, о проблемах, порой труднообъяснимых, Илья может говорить не меньше чем о планах: — Хотели кредит взять на развитие производства — не дают. Оказалось, что банковские служащие умнее всех, если заявляют, зачем в деревне промышленное производство. Справиться с проблемами, конечно, мы сможем и без банков. Просто труднее будет, но выдюжим. Надеемся и на помощь со стороны губернатора — Николай Александрович недавно побывал у нас и обещал поддержку. Остается решить проблему кадров. Да, люди здесь — главное.

Возрастная категория материалов: 18+