Даже сегодня, во времена демократических преобразований, Амурская область почему-то обособилась от соседей по Дальнему Востоку, оставаясь некой запретной зоной для «зоновских» песен. К примеру, в Приморье и Хабаровском крае фестивали шансона начались с 2002 года, в Биробиджане годом позже. Столь строгое бдение за «моральными устоями» можно было понять, если бы подобное табу распространялось на всех исполнителей этого жанра, а не только на амурчан. Ведь на большой амурской сцене в предыдущие годы беспрепятственно работали столичные пропагандисты шансона Сергей Трофимов и группа «Лесоповал». Однако лед все-таки тронулся.
Первая попытка, довольно робкая, была предпринята областной филармонией в 2005 году в программе «Песни нашего двора», где наряду с эстрадными песнями 60-х годов исполнялось несколько произведений некогда запрещенного жанра. Городской Дом народного творчества подхватил инициативу и прошедшей осенью провел первый городской фестиваль песни, столь немилой для ушей «эстетов». Увидев, что взлета преступности после концерта не было отмечено, руководство областного Дома народного творчества рискнуло сотворить подобное мероприятие уже на областном уровне. Правда, на приглашение откликнулись немногие. Приехали только из Белогорска, Свободного и Тамбовского района. Остальные — благовещенцы.
За день до фестиваля состоялось прослушивание. Довольно строгое жюри не разрешило выступить ряду певцов, но не по причине собственной строгой нравственности, а в силу слабой подготовки поклонников шансона. Забегая вперед скажу, что участникам концерта ни разу не изменило чувство такта и хорошего художественного вкуса. Никто не рекламировал жизнь за решеткой, как это часто делает группа Михаила Танича «Лесоповал», никто не создавал культ этакого героя наших дней в полосатой тюремной робе.
В начале гала-концерта ведущая Надежда Ласточкина вкратце рассказала о мировой истории шансона. Оказалось, что большинство российских исполнителей, которые причисляют себя к этому жанру, на самом деле весьма далеки от него. Ведь шансон — это сюжетные песни, как правило, легкого бытового содержания. В них всегда есть свой маленький сюжет: лирический, драматический или комический. В песнях, обозначенных как русский «шансон», тоже есть сценарий, но действие происходит в зоне или на «малине», а это уже другой жанр — блатная песня. Для тех, кто ценит настоящий шансон, отличительной чертой которого является органичная взаимосвязь стихов и музыкальной аранжировки, и был организован данный фестиваль.
Открыл концерт благовещенец Вячеслав Призейский песней Григория Лепса «Рюмка водки на столе». Невольно подумалось: кто бы мог предположить лет двадцать назад, что на сцене гарнизонного Дома офицеров, где коммунисты в погонах тщательно контролировали каждое слово, прозвучит такая песня?
Ранее сцена ГДНТ, а теперь ДОРА вновь оказалась счастливой для победителя осеннего городского фестиваля Ивана Крахмалова. В отличие от большинства других участников ему разрешили исполнить две песни: одну из репертуара Михаила Круга, а вторую под названием «Посвящение Михаилу Кругу» — местную. Благовещенец Виктор Гарбузарь явился автором музыки, а его земляк Александр Штенников — стихов. Как известно, этот талантливый российский бард сделал себе имя и капитал на романтизации уголовной жизни, но сам был застрелен уголовниками.
Вскоре зал узнал, что известная российская исполнительница шансона Любовь Успенская, прожившая 20 лет в Америке, сейчас работает в России. Это понятно: зачем ей заграница, если Россия следует заграничным стандартам? Оксана Фомина очень чувственно исполнила ее песню «К единственному».
Ярко смотрелись представители прекрасного пола — преподаватель музыкальной школы Свободного Ирина Ипатова задушевно исполнила авторскую песню «Я женщина», а Людмила Аленина из областного центра несколько повеселила зал песней «Хочется уехать на Ямайку»...
Раз от раза все проникновеннее и лиричнее работает на сцене сотрудник таможни Федор Новоселов. Сейчас благовещенец был особенно доволен: его песня принесла первое место амурским пограничникам на конкурсе в столице нашей Родины. Жительница областного центра Марина Горбачева исполнила песенку Гриши Дубянского «Папа».
— Не про Михаила ли Сергеевича поет эта девочка? — спросил громко кто-то из зрителей. — Граждане! Кто-нибудь помнит, Горбачев был у нас в Амурской области или нет?
В ответ — улыбки и аплодисменты.
Так, с шутками и смехом, довольно быстро прошел фестиваль «Шансон— 2007». Правда, следует отметить одну и ту же особенность: артистам, на мой взгляд, не только у нас в Благовещенске, а по всей России, не хватает задора, куража. Песни исполнялись хорошие, за сердце трогали, но такие медленные, тягучие...
Своеобразную революцию произвел гость из Белогорска Александр Уголек. Стоило ему выйти на сцену, как зал буквально взорвался аплодисментами. Уголек не мерцал, а горел сильным пламенем. Он и пританцовывал мастерски, и работал с публикой, подмигивал ей, кидал реплики. «Зажигал», одним словом. Согласно традициям шансона, Александр Ляшенко взял себе соответствующий псевдоним (помните, была Катя Огонек?) Бывший военный, как он выразился «хохол из Харькова», по роду службы попал в Белогорск, да так здесь и остался. Сегодня он на пенсии, скоро разменяет полтинник, но задора и оптимизма в нем на троих. В шансоне Уголек не новичок, песни Виктора Королева «Увези меня» и «Хулиган» исполняет на ура у себя в ресторане «Желтый дракон». Недавно был в Москве и на родине, побывал там в концертных залах и убедился: живая музыка снова стала очень популярной. Не позволяет гость из Белогорска себе петь под фонограмму «плюс»; если чувствует себя неважно, предпочитает отказаться от выступлений, нежели делать вид, что поет.
Удивил зрителей дуэт гитаристов Дмитрия Гаврилюка и Александра Дедкова. Первый работает арт-менеджером ресторана «Сова», а второй заведует музыкальной частью областного театра драмы. Сошлись их творческие пути два месяца назад, но музыканты уже сыгрались так, что зал, послушав инструментальную пьесу, долго провожал их овациями. Из зала ГДНТ плавно перекочевал на областной концерт любимец публики и давний исполнитель шансона Александр Шпортюк. Своим творчеством благовещенец доказал: несмотря на разговоры о кризисе жанра и стиля, шансон жив и продолжает жить.
Фестиваль закончился так: все участники вышли на сцену и вместе с залом дружно исполнили песню Михаила Круга «Приходите в мой дом». Каждый участник получил памятную грамоту о первом областном смотре шансона, подарки. Самым главным, конечно, был праздник дворовой песни. Напоследок хотелось бы посоветовать устроителям концерта отказаться от требования петь обязательно под фонограмму «минус». Стоило в виде исключения позволить Жене Савину петь под собственное сопровождение на гитаре, номер сразу стал выигрышнее, лиричнее, проще, а текст песни — доступнее, понятнее, ближе. Увы, далеко не все умели пользоваться микрофоном. И потому в грохоте фонограммы часто пропадали слова, а ведь это самое главное в шансоне.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии