Они отправились в паломничество по святым местам, однако в итоге оказались среди людей, которых одни именуют сектантами, а другие — заблудшими. Информация о том, что в овраге укрылись и женщины из Приамурья, появилась у их знакомых около недели назад. Официальных подтверждений этому нет — фамилии амурчанок не фигурируют в опубликованных в Интернете списках пензенских «сидельцев». Однако ряд неофициальных источников подтвердил нашему корреспонденту тот факт, что в числе последователей Петра Кузнецова, замуровавших себя в землянке, есть и две жительницы областного центра. В причинах бегства амурчанок от мира под землю, а также особенностях взаимоотношений русской православной церкви и групп внутри ее выяснял журналист «АП».
Спрятались, спасая души
Старшей женщине около 50 лет, младшей — почти 30. Ни их имен, ни фамилий собеседники «АП» называть не стали, опасаясь неадекватной реакции со стороны знакомых. Однако сообщили, что обе женщины относили себя к внутреннему течению в православии, противникам ИНН, так называемым «иннэнщикам». «Иннэнщиками» принято называть внутреннее течение в православии, последователи которого выступают против современных способов учета данных, основанных на присвоении персональных идентификационных номеров — будь то налоговый номер или код пластиковой карты. Все это они делают для того, чтобы «не запятнать себя антихристианским злом», участием «в системе построения царства антихриста». Даже в штрихкоде кто-то нашел число зверя — три узких длинных полоски, не обозначенных цифрами. Якобы при переводе в одну из систем кодировок эти полоски приобретают сходство с тремя шестерками, которые упоминаются в апокалипсисе Иоанна Богослова как «число зверя», знак антихриста.
«Иннэнщиков» в России немало, и убеждение о том, что, принимая налоговый номер, христианин приближает царство антихриста, широко распространено не только среди обычных верующих, но в том числе и в среде священнослужителей. Однако в Амурской области, по данным «АП», таковых нет, поэтому часто верующим приходится искать поддержки среди духовенства других епархий. Несмотря на то что большинство церковных иерархов не разделяют опасения по поводу использования ИНН гражданами и приходами, находятся те, кто открыто выступает против присвоения налоговых номеров. В частности, в ноябре прошлого года епископ Чукотский и Анадырский Диомид открыто обвинил русскую православную церковь в ереси экуменизма и выступил с критикой ИНН. Кроме Диомида, неприятие налоговых номеров открыто проповедуют ряд других епископов. А около четырех лет назад в Иркутской области трое священников и несколько прихожан, разделявших идеи антихристианской природы ИНН и паспортов, ушли в тайгу.
«Переубедить их было бы невозможно»
Как вышло, что амурчанки оказались среди радикальной группы православных, замуровавших себя в пещере на окраине села Никольского, никто толком не знает. По словам друга одной из затворниц, женщины, будучи глубоко религиозными людьми, двинулись на запад России «в паломничество по святым местам». Изначально цели отправиться в Пензенскую область, чтобы вместе с другими последователями Петра Кузнецова уйти под землю, они перед собой не ставили.
— Скорее всего, они встретили кого-то из единомышленников, из тех людей, кто отказался от налогового номера, не принимает штрихкодов. И уже вместе с ними отправились в Пензенскую область, где проповедовал Петр Кузнецов, называвший себя схимонахом Максимом, — рассказывает подруга одной из женщин Александра Павлова. — Потом, когда мы поняли, что книги Кузнецова близки к ереси, то попытались выйти на наших женщин, но было уже поздно. Через пару дней по телевизору сообщили о том, что под Пензой люди укрылись под землей.
Книги, принадлежащие перу Петра Кузнецова, взявшего себе авторский псевдоним схимонах Максим (на самом деле не имеющего никакого отношения к монашеству), появились в Приамурье случайно. В отсутствие официальной литературы, отвечавшей на вопросы о применении и использовании ИНН, труд «схимонаха» приобрел популярность среди православных — противников принятия налоговых номеров.
— В этой книге все очень тонко и хитро расписывается. По его мнению, с 2004 года, когда каждый храм и каждый священник принял ИНН, благодать покинула храмы. В христианстве есть пророчество о том, что благодать уйдет из храмов в последние времена. И вот нашелся такой человек, лжепророк, который запудрил людям мозги и внушил им, что наступили последние времена, — рассказывает Александра.
— Переубедить их все равно было бы невозможно. Видимо, они ушли туда и попали под землю потому, что этого искали, — уверен друг затворниц Алексей. — Я прочел эти книги и во многом засомневался. Сказать вслед за Кузнецовым, что благодать покинула храмы и признать, что преосуществление хлеба и вина больше не происходит... Это граничит с хулой на Бога. То, что они поверили Кузнецову и забрались под землю, это величайшая глупость. Но их нельзя осуждать за то, что они вели неправедный образ жизни, как и за то, что они выступали против ИНН или продуктов со штрихкодами.
Уход благодати из церкви, по мнению последователей «схимонаха», ознаменовал собой наступление последних времен, времен псевдо-, лжецеркви. «И если патриарх и епископ об этом молчат, то в рамках этого мифа вполне логично заключить, что своим молчанием на тему об антихристе и его печати они как раз и подтверждают самую страшную догадку», — развивает мысль «сидельцев» известный богослов Андрей Кураев.
По словам очевидцев, непосредственно перед уходом людей под землю им угрожали, милиция постоянно интересовалась отсутствием паспортов, детей верующих обещали отдать в детские дома. Люди восприняли это как предшествующие концу света гонения, которые описаны в пророчествах. Им показалось, что в писании сказано как раз про них, что они и есть то самое «малое стадо верных».
«Называть их сектантами нельзя...»
Ситуация с сидельцами, по мнению многих экспертов, обнажила существовавшие проблемы внутри русской православной церкви. Первая и главная из них — категорическая нелюбовь православной церкви к самокритике. Официальные иерархи предпочитают не обращать внимания на подобные случаи. Отсутствие однозначной, внятной и четко сформулированной позиции Московского патриархата по ряду спорных вопросов, в том числе и в вопросе об ИНН, создает благотворную почву для разнообразных измышлений на этот счет. «И пока возникший в результате гнойный нарыв не лопнет, церковь предпочитает проблемы не замечать. В итоге нет ни лечения, ни профилактики», — уверен один из опрошенных «АП» экспертов.
Сейчас на постсоветском пространстве существует около десяти крупных православных течений, не интегрированных в структуру русской православной церкви. Открытое противостояние московского патриархата и отдельных групп верующих может вылиться в новый раскол. Не исключено, что именно поэтому РПЦ и не делает резких выпадов в сторону противников ИНН. С другой стороны, публичное осуждение налоговых номеров может помешать процессу интеграции русской православной церкви в общегосударственную жизнь. А это идет вразрез с линией развития православия. И все же ряд экспертов уверены в том, что «если что-то и мешает церкви выработать четкую официальную позицию, то это просто отсутствие желания».
— Одна из особенностей русской православной церкви — это обрядоверие, акцент на обрядовой стороне жизни. Обратная сторона этой особенности — нелюбовь русской церкви к проповеди, к взаимодействию с каждым конкретным человеком. В частности — к разъяснениям каких-то важных и насущных вопросов, которые связаны с ИНН или паспортами. В итоге оказывается, что простому верующему, который что-то не понимает или которого что-то не устраивает в жизни, не к кому пойти. В официальных структурах церкви он не может найти себе собеседника, — рассказывает заведующий кафедрой религиоведения АмГУ профессор Андрей Забияко. — И вот тогда появляются внутри церкви или рядом с церковью люди, которые берут эту функцию на себя. Но иногда среди них могут оказаться личности психически неуравновешенные или занимающие радикальные позиции. Часто они становятся новыми лидерами и уводят людей если не из церкви вообще, то, по крайней мере, в какую-то особую линию развития церкви.
Однако, подчеркивает Андрей Забияко, называть пензенских сидельцев сектантами или еретиками не стоит. Внутри православной традиции всегда существовали группы, выступавшие против вовлечения человека в разнообразные формы государственной жизни.
— Мы имеем здесь дело не с какими-то изгоями русской православной церкви. Не с какими-то людьми, которые бы разорвали с церковью полностью. Не с людьми, которые перестали быть православными христианами. Мы в этом случае имеем дело с людьми, которые занимают радикальные позиции внутри православной церкви, — уверен профессор Забияко. — Маргинальные группы верующих существовали всегда и в любой религиозной традиции, без них не может развиваться ни один социальный организм, в том числе и церковь.
— Это православные люди, это наши братья и сестры, просто заблудшие, — соглашается с ученым Александра Павлова. — Один верующий, пообщавшись с сидельцами, сказал, что назвать их сектантами у него не поворачивается язык. Но при этом невозможно не заметить духовного повреждения. Самое первое и очевидное из них — они назначили дату и срок конца света — май будущего года. А дата и срок, как сказано в Библии, никому неизвестны.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии