Стоит отметить, что такую одежду носит только элита коренного народа. В эвенкийском доме моды побывал наш корреспондент Павел Козменчук. Заказ в мастерские от губернатора Приамурья поступил в ноябре прошлого года. Тогда Николай Колесов побывал в селе Первомайском в школе-интернате, где детей обучают различным ремеслам, в их числе и пошив национальной одежды и головных уборов. Глава области изучил колоритные эвенкийские наряды и с любопытством узнал подробности пошива костюмов. Губернатору настолько понравились работы местных портных, что он сразу же попросил сшить национальный костюм для своей дочери.
Модный фасончик
Николай Александрович сходу назвал размер одежды и рост Анастасии. По этим меркам и был изготовлен наряд. Платье сорок четвертого размера длиной 176 сантиметров. Мастер по шитью Валентина Иванова переживает: главное, чтобы костюмчик сидел и выглядел по-эвенкийски гламурно. Сейчас портные заканчивают последние штрихи нагрудника — главного атрибута национального костюма. Женщины-эвенкийки используют его вместо шарфа. На платье обязательно пришивают символ птицы гагары и солнышко из меха. Существует поверье, что они приносят хозяйке удачу. Среди женщин этот наряд считается самым модным и дорогим. Поэтому платье такого фасона берегут как зеницу ока. Подобный костюм эвенкийские дамы надевают только на национальные праздники. В прежние времена рукодельницы годами вышивали нагрудник и отделку платья.
— Раньше, если изделие снашивалось, отделку отпаривали и пришивали на новую ткань, потому что этот элемент костюма считался очень дорогим удовольствием, прежде всего из-за бисера. И к тому же тогда не было экстравагантных тканей, поэтому нагрудник сшивался из кусочков дорогих цветных тканей, — показывает платье мастер Валентина Иванова. — Губернатор — единственный человек, который оценил нашу работу. Обратил внимание, что это кропотливый труд.
Очень долго Валентина Сергеевна не могла найти нужную ткань. Качественное сукно встречается в тындинских магазинах редко. Для отделки мастер подобрала атласные ленты ярких цветов. На таком костюме не принято вшивать молнию. Вместо нее — веревочки. Они также считаются атрибутами национальной одежды. Обязательные украшения — розетки. Из маленьких разноцветных бусинок юные рукодельницы создали необычный узор. В общей сложности платье дочери губернатора от кутюрье эвенкийского дома моды обошлось в пять тысяч рублей. Еще один элемент национального костюма — соболиная шапка с ушками из меха лисицы, украшенная декоративными узорами. Такой головной убор приносит удачу на охоте и отменное здоровье.
Оберег от злых духов
Сейчас модницы села Первомайского готовятся к областному показу. Они дефилируют в национальных костюмах из кожи, меха и бисера и охотно делятся секретами своего мастерства.
В коллекции местных кутюрье представлены наряды не только от амурских, но и якутских эвенков. В Якутии национальная одежда гораздо ярче и шире. Это связано прежде всего с финансовыми возможностями коренных жителей Севера. В соседней республике эвенки живут лучше наших, поэтому они могут позволить себе дорогие костюмы. Такую одежду многие здесь носят и в обычные дни. А во время охоты некоторые атрибуты и вовсе незаменимы. Все дело в том, что эвенки очень чтят традиции и верят в приметы. Поэтому меховые шапки с ушками для мужчин и женщин зимой являются обязательным головным убором. Как в старину, так и сейчас одежду шьют еще и для отпугивания злых духов. Тот же бисер, выложенным особым узором, или кусочек шкурки соболя может существенно повлиять на исход охоты, которая является главным занятием для эвенков.
— Меховые шапки с ушками надевают во время охоты, чтобы быть похожими на зверей. Считается, что благодаря такому головному убору звери принимают человека за своего и не боятся его, — рассказывает мастер. — Большую роль играют и различные эвенкийские знаки. Их вышивают, например, в форме мехового коврика — кумалана. Он может считаться как произведением искусства, так и предметом домашнего обихода. Но в любом случае кумалан приносит удачу.
Именно для того, чтобы сохранить все эти достояния, в Первомайской школе каждую неделю преподают юным эвенкам азы национального костюма. Девушек учат особенностям пошива эвенкийских платьев, шапок, рукавиц, тапочек. Из поколения в поколение эти традиции передают местные мастера.
— Мы привыкли покупать одежду на рынке, которая в большинстве своем однотипна. А здесь каждое платье, каждый костюм имеют свой смысл, в нем присутствует душа мастера. Это сразу чувствуется, когда надеваешь одежду, изготовленную собственными руками, — раскраивает ткань для платья Марина Игнатьева, ученица местной школы. — И, конечно, это невероятно красиво. Сочетание различных тканей, меха, бисера придают одежде неповторимый колорит.
В марте у эвенков будет главный праздник — День оленевода, а вместе с этим и хороший повод пощеголять в национальных нарядах. На этом празднике коренные жители демонстрируют зимнюю одежду, а летом на другом эвенкийском празднике — Бакалдыне — модницы будут одеты уже в новую коллекцию. Как говорят мастера, вполне возможно, что многие атрибуты эвенкийской одежды скоро могут войти в моду и у русских.
Более того, прогнозируется, что за эксклюзивные платья от первомайских кутюрье развернется борьба, а заказы на их пошив будут поступать со всего Приамурья. Тем более что моду задал сам губернатор области. В ближайшее время эвенкийский наряд отвезут из Первомайского в Благовещенск Николаю Колесову, и гардероб его дочери пополнится эксклюзивным национальным платьем от тындинских эвенков. Тындинский район.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии