В конце того же года флот Чжэн Хэ в составе 62 кораблей (по другим данным, 317 судов), на которых размещалось 28880 офицеров, чиновников, купцов, матросов, солдат, корабельных мастеров, плотников, лекарей и других специалистов, вышел в море из Сучжоу. В трюмах кораблей было большое количество бумажных денег, золота, серебра, шелковых тканей, фарфоровых изделий, бронзовой и железной утвари. Спустя 10–11 месяцев Чжэн Хэ достиг конечного пункта пути — крупнейшего на Востоке порта Каликут (современное название Кожикоде), расположенного на западном побережье Индостана, которое было «средоточием торговли для всех стран Западного океана». За время плавания китайские мореплаватели посетили Вьетнам, Суматру, Яву и везде вели выгодную торговлю. В октябре 1407 года экспедиция возвратилась в Китай.
Первая экспедиция Чжэн Хэ имела одновременно военно-политическое и экономическое значение. В 1405 г. могущественный монгольский хан Тамерлан (Тимур) стал готовиться к войне с Китаем. Отправляя Чжэн Хэ на Запад, император Чэн-цзу рассчитывал вступить в союз с Индией и другими странами и внезапно напасть на империю Тамерлана с тыла, чтобы сковать его агрессию на Восток. Но Тимур вскоре умер, и задуманный им восточный поход не состоялся. Однако созданная Тимуром империя по-прежнему препятствовала сухопутным связям Китая с Западом. Поэтому последующие шесть путешествий Чжэн Хэ на Запад были предприняты уже не с военной целью, а в поисках удобных морских путей и установления прочных торговых связей с западными странами.
Последнее, седьмое плавание
Благополучный исход плавания и огромный коммерческий успех превзошли все ожидания, поэтому было принято решение срочно снарядить новые экспедиции. Второе и третье плавания Чжэн Хэ проходили по тому же маршруту. К пунктам захода прибавилась только Малакка. Маршрут четвертой экспедиции был продолжен до крупнейшего торгового центра у входа в Персидский залив — до Хормуза (Ормуза). В пятом и шестом плаваниях Чжэн Хэ достиг берегов Восточной Африки и южного побережья Аравийского полуострова. Изменение внешнеполитического курса, связанного со смертью императора Чэн-цзу и вступлением на престол нового императора Жэнь-чзуна, повлекло сокращение внешней торговли Китая с заморскими странами. После шестого плавания длительное время больших морских экспедиций не предпринималось. Чжэн Хэ был отстранен от командования флотом и назначен на работы по ремонту дворцовых зданий в Нанкине. Только в 1431 году его флот вновь, уже в седьмой раз, отправился в западные страны. В июле 1433 года, посетив Яву, Малакку, Цейлон (Шри-Ланка), Каликут, Хормуз, китайские мореплаватели возвратились в Нанкин. Эскадры под командованием Чжэн Хэ находились в морских походах почти 30 лет. Влияние такого длительного и крупного по своим масштабам путешествия на последующее развитие экономики Китая было поистине огромно. Открытие заморских рынков на побережье южных морей и Индийского океана стимулировало рост товарного производства, а также способствовало бурному подъему ремесленничества и внешней торговли Китая. В это время из страны вывозилось большое количество шелка, фарфора, изделий из железа и бронзы... Путь длиной в шесть морей и два океана. Участники экспедиций Чжэн Хэ не были первооткрывателями, так как они действовали в районах, давно известных индонезийцам, индийцам и арабам. Но благодаря их наблюдениям была получена обширная информация по географии побережья Юго-Восточной, Южной и Юго-Западной Азии, близлежащих островов и восточного побережья Африки.
Под руководством Чжэн Хэ экспедиционные отряды выполнили большие съемочные работы в различных частях огромного региона. По пути следования китайские мореплаватели вели подробные записи, составляли карты, где регистрировали время отплытия, места остановок, отмечали расположение мелей и рифов. «Успехи путешествий Чжэн Хэ отнюдь не случайны, — отмечали китайские историки. — Они были обусловлены главным образом значительным развитием ремесла и торговли в Китае того времени и наличием всех необходимых материальных условий для мореплавания. Большую роль сыграли сметка и прилежание простых матросов, а также незаурядные познания самого Чжэн Хэ в области морского дела и его выдающийся талант руководителя».
Вскоре по возвращении из седьмого плавания, во второй половине 1433 года, в возрасте 62 лет великий мореплаватель умер. Его кончина была одновременно и кончиной заморских планов Китая. Судьба останков Чжэн Хэ печальна: все следы его могилы утеряны. И хотя есть предположение, что прах его был похоронен в Нанкине, надгробной эпитафии с именем великого флотоводца до сих пор не удалось отыскать на тамошних кладбищах. Подвиги отважных китайских мореплавателей, проложивших в первой половине XV века путь от берегов Китая к берегам Африки, должны быть оценены в меру их заслуг, а имя Чжэн Хэ должно войти в историю мореплавания наравне с именами Христофора Колумба, Васко да Гамы и Фернана Магеллана. Ведь не только по масштабам, но и по непосредственным результатам экспедиции Чжэн Хэ ни в чем не уступали европейским плаваниям XV — XVI веков, а кое в чем и превосходили их.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии