Обычно власти трубят «большой сбор» для того, чтобы накануне большой ответственной работы посоветоваться с наукой, с крестьянами, еще раз прикинуть, все ли готово к севу. Так было и на этот раз. Вел совещание министр сельского хозяйства Николай Титов.

Соя-кормилица

Как справедливо заметил замминистра сельского хозяйства Сергей Вологдин, сегодня у крестьян накопилось много вопросов к органам власти. Наверное, кампания начнется в условиях недофинансирования — не хватает того, этого... Но какой бы ни была сумма государственной поддержки, основная ответственность за достижение высокой урожайности все же ложится на сельского труженика.

— Валовое производство сои в прошлом году достигло в области 270 тысяч тонн в бункерном весе (245 тысяч тонн — валовой сбор при 12 % роста производства). Это примерно половина всего российского урожая, — подчеркивает Сергей Вологдин. — Доля прибыли от соевого производства в сельскохозяйственном секторе экономики составляет не меньше 50 %. Стоимость тонны реализованной продукции урожая прошлого года составила 5,5 тысячи рублей. Рост рентабельности производства достиг 36 %. А чистая прибыль с одной тонны продукции — 2 000 рублей. Другой такой реальной перспективы, как наращивание производства сои, у крестьян Приамурья сегодня нет.

Говоря о структуре затрат на производство бобовых, отметим, что основные средства идут на семена (20 %), ГСМ (21 %) и так называемые прочие расходы (до 20 %). Сюда относят затраты на запчасти, электроэнергию, содержание аппарата и прочие. Но именно здесь кроется основной, как считают специалисты, резерв повышения рентабельности производства. Ведь это не что иное, как общехозяйственные расходы, а значит, поле деятельности для руководителей хозяйств. Высока и доля содержания основных фондов — около 17 %. Сюда относят выплату банковских процентов, а в последнее время и интенсивное обновление машинно-тракторного парка. Зато по статье «оплата труда» заметное снижение.

Так где резерв?

В областном минсельхозе полагают, что он в сокращении кадров и снижении расхода ГСМ. Именно по этому пути и идут наиболее прагматичные и успешные хозяйственники. Так, если в 2006 году расходы на гектар составляли 900 рублей, то в 2007-м уже 833 рубля. Но по-прежнему дороги семена, заемные деньги и средства защиты растений. Поэтому пока и не удается добиться ключевого поворота за счет изменения технологии возделывания сои-кормилицы. Да и о каком «повороте» можно говорить, если динамика роста цен на ГСМ в 2007 году по отношению к 2006-му составила 6,1 %, а нынешнего года к прошлому достигла аж 53 — 58 % (дизтопливо и бензин)? И это при обеспеченности хозяйств ГСМ всего лишь на 63 %. К слову, такая же пропорция и по запасным частям, и по закупаемой новой технике. В этих условиях руководители отрасли призывают крестьян сделать основной упор на качественное улучшение агротехнологии, обратить внимание на агроклиматический потенциал. Все видят, какой сдвиг произошел в погодных условиях, как велики перемены в балансе влаги. В среднем недостача влаги в почве составляет 40 — 50 процентов от нормы.

Между тем климат в Приамурье таков, что даже временный переизбыток влаги в почве (благодаря выпавшим десять дней назад осадкам) исчерпает себя за считанные недели. Но что делать? Это та самая данность, которая характерна для Амурской области. К слову, при этом амурчане научились добиваться урожаев сои в 12 — 15 и даже в 20 — 25 центнеров с гектара, не уступая урожаям крестьян Южного федерального округа.

В лидерах — «гармония» с «сонатой»

Из выступлений на совещании можно сделать вывод, что сегодня крестьяне крайне мало вносят в почву минеральные удобрения. Мало, разумеется, вовсе не потому, что не хотят этого делать по каким-то соображениям, а оттого, что дорого. На сегодня около 18 000 тонн удобрений уже завезено на территорию области. Однако в этом объеме всего 1 800 тонн — аммофос. А если учтем, что 45 % аммофоса ушло под зерновые, то, условно говоря, оставшиеся 2,7 килограмма действующего вещества на гектар — это мизер. Собственно, этот мизер и лимитирует урожайность. Семена — столь же важный ключевой момент. Из поступивших на проверку в семенную инспекцию семян сои 92 % можно считать кондиционными, хотя около 8 % семян к началу мая оставались сорными, неочищенными. Чем мы сеем? Львиная доля площадей будет занята «гармонией» и «сонатой». Популярной остается «даурия». Набирают престиж относительно новые сорта «лидия», «марината». В линейке остается и «октябрь-70».

— Анализ прошедших посевных кампаний говорит о том, что резерв у хозяйств имеется, — считает Сергей Вологдин. — В отдельные дни области удавалось размещать семена сои на 19000 гектаров. Посевной день сейчас может доходить до 18 часов. Нет заморозков, как при севе ранних зерновых. Поэтому выработка должна достигать на сеялку не меньше 15 гектаров. Современные энергонасыщенные комплексы так же, как и на севе ранних зерновых, во второй кампании должны работать круглосуточно. И далее — никаких разрывов между посевом и культивацией. Это должно стать нормой, как и организация крупногруппового метода работы, качественного своевременного питания, подвоза людей и запчастей — все должно быть отлажено. И самое главное: материальная заинтересованность людей — первейший залог успеха.

Культура хромает

Собственно, все это наши крестьяне знают и сами, это было ясно при разговоре с участниками совещания, так сказать, в его кулуарах. Вот только пара замечаний «на злобу дня».

— Культура соеводства, культура работы в поле в хозяйствах зачастую хромает, — делится соображениями Николай Слободяник, легендарный семеновод-селекционер из Садового. — Технология, требования по биологии при работе на соевом поле выполняются в лучшем случае процентов на 50 — 60, поскольку невелики технические и финансовые возможности хозяйств. Отсюда и урожайность 50 — 60 процентов от возможного. У нас много хороших, думающих, понимающих специалистов. Но пока нет возможностей работать по максимуму. Еще одна проблема — обновление семенного материала. Причем она стоит перед всеми хозяйствами, которые занимаются производством сои. Перед совещанием Николай Слободяник разговаривал с Алексеем Марковичем Бендиком, крепким хозяйственником. Говорили о подготовке оригинальных семян сорта «варяг».

— Бендик работает с сортом давно, но семенной материал пока не обновлял, — говорит Николай Семенович. — Прикинули — оказалось, по предлагаемой цене он взять свежие семена не может. Дорого. Нормой высева принято считать 850 — 900 тысяч всхожих семян на гектар. При высокой культуре работы в поле для позднеспелых сортов достаточно высевать 500 — 550 тысяч, для скороспелых — до 700 тысяч. Однако обычно получается так: прикрывая низкую культуру работы, крестьянин увеличивает норму высева, чтобы получить нормальную густоту стояния растений на поле.

— Это неразумное расходование семян, — заключает Николай Слободяник.

Самолет в помощь соеводу

— У нас еще достаточно людей, которые могут и хотят заниматься земледелием, — рассуждает председатель комитета по вопросам аграрной политики Законодательного собрания Амурской области Виктор Логачев. — Но не все могут быстро приспособиться к реалиям рыночной экономики. Многие руководители разумно и часто пользуются возможностью взять в банке средства на развитие предприятия. Но хватает и таких, кто боится заемных денег как огня.

Между тем мировая практика показывает, что без займа экономику предприятия улучшить невозможно. Появились предприниматели, готовые вложить в сельское хозяйство свои деньги. В некоторых сельхозпредприятиях такой механизм взаимодействия хорошо работает. А ведь бывает как: хозяйство лежит на самом дне, и руководитель не может его поднять, но при этом никого не подпускает близко — как собака на сене. Мол, умрем, но ни за что не продадимся.

— К счастью, эта пагубная тенденция понемногу ломается. Нет выше чести, чем спасти предприятие и дать людям полноценную работу, — заключает Виктор Логачев. В практической части областного совещания состоялась презентация новинки малой авиации, способной вести большую работу по химической обработке посевов. Надо ли напоминать, что, когда для этой работы приспособили Ан-2, в результате обработки посевов были уничтожены лесополосы, а огородам селян порой наносился нешуточный урон. Сами посевы зачастую обрабатывались с пропусками, служившими немым укором «летунам» и всем организаторам сельхозработ. Словом, обработку трудно было назвать качественной и равномерной. Теперь появился новый самолет, способный летать на сверхмалых высотах, вплоть до метра над землей. Руководителей амурских хозяйств новинка заинтересовала. Тамбовский район.