Там привидения и призраки, там все возможно, и главное - все быстро и громко. Фантастично и феерично. Ураганно и улетно. Ба-бах, су-виик, аррггх! Враги посрамлены, герои торжествуют. «Мама, не забудь, следующий выпуск - через неделю!» Комиксы про Человека-Паука и Скуби-Ду, Симпсонов и Шрека, Микки-Мауса и Чародеек. Нескончаемые сериалы. Простились с героями сегодня - завтра они возродятся в следующем выпуске, и там их ждут новые невероятные приключения. Содержание этих журналов с комиксами - отдельный разговор. Кошмары из «Играй и учись с Человеком-Пауком» - не иначе как сны наркомана: герои агрессивны, злодеи олицетворяют инфернальное зло. Они сражаются не во имя добра, а чаще - потому что им так положено. И неважно, кто победит, главное - побольше взрывов и кошмаров. В «Скуби-ду» побеждает команда, но она специализируется исключительно на разоблачении призраков. «Симпсоны» вообще подвергаются неутихающему шквалу критики со стороны родителей - именно за подрыв семейных устоев, излишний эротизм и шутки ниже пояса. К содержанию комиксов - масса претензий. Но главная претензия - к форме. Привыкая воспринимать информацию через картинку при минимальном тексте или без него, ребенок перестает читать книги. Сужу по собственному опыту - с тех пор как у нас на книжной полке завелись «Человеки-Пауки» в компании со «Скуби-Ду», чтение книг и «сказка на ночь» исчезли из обихода. Хоть ты тресни, ну не идет на этом фоне размеренный поэтический строй «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина. Не идут русские народные сказки, ни «Муми-тролль», ни тем более «Карлсон». Даже радовавшие ранее Успенский с Драгунским теперь забыты. Другой темпоритм, другая динамика, другая подача. После «ураганно-улетных» кошмаров все прочее кажется пресным. Сказку ребенка можно попросить пересказать. Но попросите его пересказать комикс. «Он его ба-бах, а этот - тви-и-ит! - отлетел, а тот сбоку - виу-виу-виу!» Конечно, попробуй запомни такую кучу картинок, улови логику. Смотреть увлекательно, а вот пересказывать... Да и надо ли? Сюжеты почти одинаковы, герои те же. А лексика их такова, что лучше и не пересказывать это безобразие вовсе. Литература будит в ребенке тягу к собственному творчеству. Комиксы ее гасят. Австралийка русского происхождения Тамара Малеевская, с которой переписываемся по Интернету, издает в Брисбене русскоязычный журнал «Жемчужина». Замечательный журнал, в котором, помимо рассказов, воспоминаний и исторических публикаций, есть специальный раздел для детей. Попугай Базлан ведет диалог с юными читателями, публикуются замечательные рассказы о животных, наблюдения детей за братьями нашими меньшими. Тамара предложила моему сыну, обожающему комиксы, написать для ее рубрики. В общем, я не сумела выжать из своего, не скажу, что творчески бездарного, ребенка ни строчки. Даже аргумент, что его рассказики прочтут дети в далекой-предалекой Австралии, не сработал (я даже была готова сама их записать, от него требовалось лишь придумать или вспомнить). Пришлось честно признаваться Тамаре, что против впечатления от комиксов про Человека-Паука ее замечательный задира-попугай бессилен. Как, впрочем, и другие литературные герои. И каково же было мое удивление, когда в ответном письме писательница и журналистка в свою очередь посетовала на внука, также предпочитающего Спайди, Бэтмена и Супермена. Они заполонили весь мир! Форма комиксов привлекает издателей. У нас была книжка, где сказки «Лиса и журавль» и «Лисичка со скалочкой» были изложены в виде комикса. Странное, доложу вам, производила она впечатление - русская сказка на западный манер. Спокойное и назидательное содержание не вязалось с агрессивной, бьющей в глаза формой. В принципе, форма комикса сама по себе, наверное, неплоха и функциональна. В нее можно попробовать уложить любое содержание. Видела комикс «Собор Парижской Богоматери». Просто, доступно и жутковато. Однажды попался в руки даже Ницше в виде комикса. Зависшая над философом лошадь, отправившая его в психушку, а также идея про Аполлона и Диониса в человеческой природе были показаны очень даже наглядно. Для ленивых студентов - в самый раз. Но это, скорее, плод иронического измышления. «Библию» в комиксах пока не встречала, и надеюсь, что этот шок меня минует. Зато некоторую оторопь недавно пережила. Книготорговец, который часто с огромной и тяжелой сумкой заходит в наш кабинет, предложил детскую классику. «Все, что мы с вами читали в детстве: Жюль Верн, Фенимор Купер, Вальтер Скотт, Дюма, Стивенсон, Уилки Коллинз. Тут и «Робинзон Крузо», и «Приключения Гулливера», - наперебой рекламировал он. - Купите, не пожалеете! Отлично издано, крупный шрифт, иллюстрации!» Попросила взглянуть - любопытства ради. Оказалось, что все перечисленное - от «Пятнадцатилетнего капитана» до «Айвенго» - утрамбовано в один не очень толстый том. По 30 страничек на «Трех мушкетеров», «Зверобоя», «Одиссею капитана Блада»... Да разве это мы читали в детстве? Видя мое изумление, коллега, имеющая дочь - студентку филфака, заметила: «Сейчас издают специальные сборники классики для старшеклассников и студентов. Читать забавно - изложен только сюжет, очень простым языком. Есть даже «Евгений Онегин» в кратком пересказе. Дочь читала перед сессией и удивлялась: ей все время казалось, что где-то этот сюжет встречался ей раньше». В принципе, вся мировая литература - это один сюжет с некоторыми вариациями (если забыть об авторе). Как в безликом комиксе. Все просто и доступно, без полутонов. В детстве мы зачитывались «Тремя мушкетерами», «Детьми капитана Гранта». Не уверена, что 30-страничные «Три мушкетера» сегодняшним мальчишкам захочется читать и перечитывать с замирающим сердцем. Но и 500-страничный том Дюма вряд ли осилит читатель, воспитанный на комиксах. Прекрасно понимаю, что комиксы - одно из проявлений общества потребления. «Войну и мир» можно «потреблять», если делать это вдумчиво, годами, но в этом случае уровень продаж рухнет. А комиксы - глотай себе по штуке в день, всем хорошо, и издатель в выигрыше. Так работает система воспроизводства любителей сериальной жвачки. Но, увы, не литературы, заставляющей думать и сопереживать.

Возрастная категория материалов: 18+