Между тем все не так уж и страшно. И вопрос, надо ли лечить и как лечить, все равно не обойти. Дело в том, что к 13—14 годам аденоиды редуцируются, уменьшаются в размерах, и проблема исчезает сама собой. Однако бывает и так, что до подросткового возраста еще далеко, а дышать носом ребенку надо сейчас. Специалисты советуют: прежде всего надо убедиться, что у ребенка действительно аденоиды, а не вазомоторный или аллергический ринит, врожденное или приобретенное искривление носовой перегородки или даже опухоль. Иначе можно начать лечить не то, что есть на самом деле. Достоверную картину дает только обследование. Самый древний способ диагностики, которым до сих пор пользуются, в детских поликлиниках, — пальцевое исследование — процедура болезненная. Неприятен и метод задней риноскопии — когда зеркальце засовывают глубоко в полость рта. Рентген носоглотки, по мнению медиков, необъективен, тем более что его обычно назначают во время ОРЗ, когда аденоиды воспалены. А вот компьютерная томография или эндоскопия — методы безболезненные и дают возможность с высокой точностью установить, какого размера аденоиды и нуждаются ли они в хирургическом лечении. Эндоскопический осмотр более достоверен, но не все дети могут это вынести.

Если все-таки окончательный приговор — резать, надо иметь в виду, что ребенку с поллинозом операцию лучше проводить на фоне антигистаминных препаратов и в осенне-зимний период, когда отсутствуют аллергены. У родителей часто возникает вопрос: какое обезболивание лучше? Раньше операцию по удалению аденоидов делали исключительно под местным обезболиванием. Приятной эту процедуру не назовешь. Ребенка привязывали ремнями к креслу, чтобы не дергался, и ему было действительно больно. Сейчас, если только нет особых противопоказаний, аденоиды удаляют под общим наркозом. Он закрывает глаза, а открывает, когда операция уже выполнена.

Выбор оперативного лечения и анестезии зависит от состояния ребенка. При судорожном синдроме, эпилепсии, рецидивирующем течении аденоидов требуется эндоскопическое оперативное вмешательство под наркозом. Во всех остальных случаях решение принимается индивидуально.

— Местная анестезия выполняется сегодня такими препаратами, которые не вызывают чувство страха. Ребенок не помнит об операции, что вообще-то и хорошо, — убеждают хирурги. — Но в ведущих клиниках страны выполняются только эндоскопические операции под инкубационным наркозом. Большой плюс в том, что возможен более тщательный контроль носоглотки после удаления аденоидов: если остались кусочки ткани, то они будут удалены тут же в момент операции. И остановка кровотечения послеоперационного наиболее эффективно происходит именно под наркозом. Поэтому мы сегодня тоже стали шире применять этот метод оперативного лечения.

Обратите внимание на дыхание

При первой степени днем ребенок дышит свободно, а во время сна, когда объем аденоидов увеличивается в горизонтальном состоянии, дышать ему становится тяжелее. Вторая — дети часто храпят во сне, вынуждены дышать ртом круглые сутки. Третья — аденоидная ткань полностью (или почти полностью) препятствует поступлению воздуха из носа в дыхательное горло. Ребенок даже через рот дышит с трудом.

Ребенок может оглохнуть

Как правило, врач назначает удаление в случае, если пациенту стало трудно дышать, начался храп или выраженное сопение ночью. Но главный аргумент в пользу операции – снижение слуха из-за частых отитов. Многие родители и не подозревают, что у ребенка началась глухота. Постепенно разросшиеся аденоиды закрывают глоточное устье слуховых труб, и воздух в среднее ухо попадет уже с трудом, пояснили в ЛОР-отделении. Давление меньше, чем атмосферное — из-за этого за барабанной перепонкой накапливается слизь. Ребенок хуже слышит. Если аденоиды не удалить, слизь со временем превратится в комок «теста». И ребенок может настолько оглохнуть, что ему придется кричать в ухо. Кроме того, накопившаяся слизь — благоприятная среда для развития инфекции, поэтому и возникают хронические отиты.

Если у ребенка имеется гипертрофия носоглоточной миндалины и предпринятые меры лечения не дали эффекта, то эти аденоиды нужно удалять хирургическим путем. Потому что воспаление носоглоточной миндалины ведет к аденоидиту, который в свою очередь может вызвать трахеит, бронхит и другие заболевания.

Удалять или нет?

Самое большое количество вопросов читателей, адресованных отоларингологу, касаются такой проблемы, как аденоиды у детей. В частности, Татьяна Сидельникова интересуется: «Моей дочке два с половиной годика. У нее аденоиды. Педиатр советует их не удалять, пока ребенку не исполнится 5 — 6 лет. С одной стороны, мне страшно такую кроху класть на операцию, а с другой — больно видеть, как ребенок задыхается. Что же делать?»

На вопросы отвечает заведующая лор-отделением детской областной клинической больницы Татьяна Цурикова:

— Если у ребенка аденоиды, то консультироваться прежде всего надо у лора, причем оперирующего. И не медлить. Потому что чем меньше возраст ребенка, чем раньше ставится этот диагноз и чем больше степень гипертрофии, тем больше шансов на выздоровление и меньше пострадает детский организм. Увеличение аденоидов обычно сопровождается еще и гипертрофией небных миндалин. Все это вкупе вызывает нарушение носового дыхания, даже остановку дыхания ночью во время сна. Затрудненного носового дыхания ночью достаточно, чтобы это уже было показанием к операции.

— Почему?

— Если ребенок плохо дышит через нос, у него страдает в первую очередь головной мозг, сердечно-сосудистая система, дыхательная и все остальные органы. В организме нарушаются все окислительно-восстановительные процессы. А ребенок растет. И как же можно ждать позднего возраста?!

— Татьяна Васильевна, существует мнение, что аденоиды могут сами по себе рассосаться.

— Если рассосутся, то есть уменьшатся, слава богу. Если же гипертрофия второй — третьей степени, перекрывает носоглотку, то ребенку трудно дышать. Я уже не говорю о том, что страдает насыщение кислородом тканей. У малыша неправильно развивается лицевой скелет. На таких детей иногда посмотрят и говорят: аденоидный тип лица. То есть нижняя челюсть большая, верхняя — недоразвита. Кроме того, потом возникают застойные явления в околоносовых пазухах. У такого ребенка, даже когда он вырастет, остаются узкими все носовые ходы — он практически на всю жизнь обеспечен патологией.

— Если нарушается мозговое кровообращение, значит, тормозится и умственное развитие ребенка, в школе он может плохо учиться?

— Естественно! Аденоиды мешают детям усваивать знания. Учеными доказано: при затруднении носового дыхания организм человека недополучает до 12 — 18 процентов кислорода, который очень важен для работы головного мозга. Отсюда плохая память, снижается работоспособность, ребенок становится заторможенным, невнимательным. Вы никогда не увидите школьника, у которого нос плохо дышит, он сидит с открытым ртом, чтобы он хорошо успевал. Да это максимум, что при усидчивости родителей и ребенка у него тройки будут. От недостатка кислорода также страдает сердечная мышца, часто вегетососудистая дистония тоже развивается из-за того, что не удалили вовремя аденоиды. Иногда врачи, особенно которые не занимаются лор-патологией, советуют не торопиться с операцией. Конечно, в каждом случае надо принимать решение индивидуально. Но я бы посоветовала: нельзя затягивать с операцией в тех случаях, когда не дышит нос! Присылайте свои вопросы по электронной почте: amur-pravda@inbox.ru

Возрастная категория материалов: 18+