Не заседать, а выявлять
На общем фоне снижения преступности в нашей области за последний год наметились и тревожные тенденции. В ряде городов и районов зафиксирован рост тяжких и особо тяжких преступлений. Самая тревожная обстановка в этом отношении в Свободном, Тынде, Ивановском, Константиновском, Михайловском, Селемджинском, Серышевском, Мазановском и Шимановском районах. По-прежнему сложной остается ситуация с рецидивной преступностью.
Эти и другие данные озвучил в своем докладе заместитель прокурора области Вячеслав Логвинчук. Он проанализировал также координационные действия правоохранительных структур. Как выяснилось, различных совещаний было больше, чем реальных действий. Это отметил и новый прокурор Амурской области, который очень внимательно слушал все доклады и задавал вопросы по существу.
— Да, мероприятия планировались, решения принимались. Более того, — акцентировал внимание Николай Пилипчук, — в 2008 году территориальными и специализированными прокурорами проведено аж 275 координационных совещаний, межведомственных — 210, оперативных — 204, межведомственные рабочие группы на территориях собирались 144 раза. Вы только вдумайтесь! Это группы, которые должны в первую очередь не заседать, а выявлять преступления, представляющие общественную значимость, и влиять на снижение их числа. А у нас за прошлый год было издано совместных приказов 104, совместных целевых мероприятий проведено 66, а совместных выездов — только восемь. Мне кажется, что мы перегружаем себя совещаниями — заседаем и заседаем вместо того, чтобы работать. Отсюда и результаты…
Превенция в квадрате
На совещании были озвучены и негативные моменты. Например, что в органах внутренних дел в последнее время сложилась практика незаконного отказа в возбуждении уголовных дел. В списке городов здесь лидирует Благовещенск — 416 отказов за прошлый год.
— Вместе с тем не всегда принимаются адекватные меры по пресечению нарушений законодательства при учете и разрешении заявлений и сообщений, — считает Вячеслав Логвинчук. — Так, в Белогорске правоохранительными органами укрыто от учета 395 преступлений, однако к дисциплинарной ответственности за это привлечено только 4 должностных лица, в Завитинском районе 58 преступлений укрыто от учета, наказано только два человека.
— У меня подход такой: если укрыто преступление, то это уже однозначно и есть преступление, а значит, в Белогорске должно быть собрано прокурорами и отправлено в следственный комитет 395 материалов, — вступил в разговор начальник УВД по Амурской области Юрий Фокин. Он не скрывал, что такая формулировка задела его за живое.
Юрий Дмитриевич изучал этот вопрос. По словам главного милиционера области, 395 — это число отмененных отказных в возбуждении уголовных дел. Надо еще разбираться конкретно по каждому случаю, кто отменил и по какой причине. И озвученная цифра вовсе не значит, что во всех случаях было намеренное укрытие преступлений.
— Да, есть и халатность, — согласился генерал Фокин. — В 2008 году возбуждено два уголовных дела за укрытие преступлений. Мы их сами выявили и возбудили дела. И на сегодняшний день ни одно из них не прошло через суд. О каком укрытии можно вообще говорить? Если так ставить вопрос, то получится, что в Завитинске, где «укрыто» 58 преступлений, надо возбудить уголовные дела на каждого второго нашего сотрудника и вообще закрыть там пункты милиции.
Еще один момент, который заслуживает, по мнению корреспондента «АП», особого внимания, — недостаточно активное выявление преступлений с «двойной превенцией».
Это статьи Уголовного кодекса РФ, которые предусматривают ответственность за менее тяжкие преступления против личности. Такие, как угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК РФ), истязание (117-я), легкий вред здоровью (115-я) и побои (116-я).
За прошлый год по этим статьям правоохранительными органами области было привлечено к уголовной ответственности 2090 человек — на 35 процентов меньше, чем год назад. Именно в этом, по мнению прокуроров, кроются причины роста тяжких и особо тяжких преступлений.
— Мы проанализировали ситуацию: именно в тех городах, где произошло снижение количества выявленных преступлений «с двойной превенцией», зафиксирован рост убийств, — прокомментировал «АП» Игорь Марцоха, начальник отдела по надзору за процессуальной и оперативно-разыскной деятельностью облпрокуратуры. — За угрозу, побои, причинение легкого вреда надо тоже отвечать перед законом, надо, чтобы человек понял: его действия — это уже преступление. Сегодня он, уверенный в безнаказанности, распускает руки, угрожает кому-то ножом, а завтра может реально убить кого-то.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии