«Всю неделю ждем четверга»
На вид обычный автобус, а на самом деле — полноценное медицинское учреждение, только в уменьшенном варианте. Передвижной фельдшерско-акушерский пункт колесит по Ивановскому округу и обслуживает сотни пациентов отдаленных населенных пунктов. Каждый день у фельдшера Репниковой расписан чётко: в четверг по графику выезд в села Луговое и Ракитное, где ее очень ждут.
967
жителей небольших сёл, из которых 188 — дети, обслуживает передвижной ФАП Юлии Репниковой
— Сегодня у нас такой день, что мы проводим первый этап диспансеризации, то есть мне надо измерить вес, рост, давление у каждого жителя, а еще сделать кардиограмму и взять на анализ кровь из вены, — пояснила руководитель передвижного ФАПа, пока готовилась к приему пациентов.
Первая остановка в Ракитном. Сейчас здесь проживает менее 50 жителей, а когда-то это было большое село.
— Раньше совхоз «Алексеевский» гремел. Магазины были, больница, хозяйство большое, — рассказывали сельчанки в ожидании своей очереди на профосмотр. — Сейчас село наше вымирающее, жителей по пальцам можно сосчитать, магазинов нет, почты нет — ничего нет. Вот спасибо большое — медики приезжают. Мы ждем всю неделю четверга. Если самому ехать в больницу в Ивановку, то за такси полторы тысячи надо заплатить, чтоб туда и назад свозили. Откуда у пенсионеров такие деньги? Этот передвижной ФАП для нас, как спасение.
«Даже в отпуске нас не бросает»
— Вы только меня не фотографируйте, — смутился мужчина в красной футболке, поднимаясь в медицинский автобус для профосмотра. — А поговорить можно, конечно.
Леонид Герасимчик раньше шофером работал. Хотя по возрасту до пенсии, казалось бы, еще далеко, но в свои 58 лет он давно уже на инвалидности — сердце подвело.
— У меня лично есть машина, я и сам в поликлинику могу поехать, а другие не могут. Мобильный ФАП приехал — тебя осмотрели. Удобно, в принципе: есть где посидеть, подождать своей очереди. Бабушкам так вообще прекрасно — фельдшер к ним домой приходит: давление измерит, кардиограмму сделает. Я вот сейчас прошел профилактический осмотр, кровь сдал на онкомаркеры. К терапевту на прием пойду уже с результатами анализов на руках, — доволен Леонид Леонидович.
«Если бы не Юля, меня бы, наверное, уже на свете не было. На нее просто посмотришь — и легче становится».
О своем фельдшере сельчане говорят: «Это золото, а не врач».
— Она постоянно и по домам ходит, и отругает, если надо, и пожалеет. Иногда лекарства ей заказываем — привозит. Ни разу не отказала людям в помощи, — говорит пенсионерка Татьяна Проскурина. — Она даже в отпуске нас не бросает. Другие врачи в отпуск идут — и отключают телефон, чтобы их не беспокоили. А Юля и утром, и ночью на звонки отвечает: скажет, чем подлечиться, какую таблеточку выпить. Мы ей очень благодарны.
«Юля мне жизнь спасла»
«Проблема одна — плохие дороги. Постоянная тряска и вибрация сказываются на оборудовании, мебель ломается, раскручивается. Пришлось заменить стулья, которые шли в составе мобильного ФАПа». Фото: Василий Артемчук
«Я же говорил вам, что у меня давление как у космонавта. Всё, я свободен?» — один из местных жителей пришел на осмотр навеселе и скорее спешил уйти. «Подожди, Костя, еще кровь сейчас возьму», — остановила его фельдшер.
— И такие пациенты тоже бывают, — развела руками медик, когда мужчина вышел из ФАПа. — Мы здесь не только лечим, но и проводим обследования. Берем кровь на анализы, проводим осмотры, вакцинацию детского и взрослого населения. И всё это без предварительной записи. Иногда выявляем сложные заболевания — онкологию, сахарный диабет, сердечно-сосудистую патологию. Затем отправляем людей на дообследование и лечение.
«Другие врачи в отпуске отключают телефон, а Юля всегда на звонки отвечает», — с благодарностью подчеркивают пациенты.
С тех пор как по селам стал курсировать передвижной ФАП, Юлия Репникова уже не одну жизнь спасла.
— И меня она, можно сказать, с того света вытащила, — включилась в разговор Надежда Максимова. — Я как в 13 лет на дойку вышла, так уже 45 лет дояркой отработала, пока хозяйство не стало разваливаться. Даже не знаю, когда болячку хроническую заработала. Восемь лет болела, ходила вся фиолетовая, не понимала, что со мной. Когда появился ФАП передвижной, Юля Алексеевна отвезла меня к терапевту, направили на обследование в город и там выявили серьезное заболевание крови. У меня тромбоциты низкие — всего 20 процентов. Я долго в областной больнице лежала, мне даже селезенку удалили. Если бы раньше мобильные ФАПы появились, то Юля спасла бы еще не одного человека. Она очень-очень хорошая. На нее просто посмотришь — и легче становится.
Медик, психолог и социальный работник в одном лице
В селе Луговом передвижной ФАП зарулил в первую очередь к самому маленькому пациенту. Молодая мама вышла к машине, держа на руках малыша, которому всего год и три месяца.
Отец Тёмы ушел на СВО, еще когда ребенок в пеленках лежал, а сейчас мальчуган уже бегает. Фото: Василий Артемчук
Маленький Тёмка год не видел папу
— Температура с двух часов ночи стала подниматься до 38, — рассказывала Анастасия Токарская, попутно отвечая на вопросы фельдшера.
— Больше ничего не беспокоит? Ни кашля, ни насморка, только температура? — уточняла медик. — Тогда это, скорее всего, на зубки. Сейчас я гляну.
Юлия Алексеевна стала ощупывать малышу шею, затем подняла футболку.
— А высыпания на теле когда появились?
— Дней пять назад. Клубники поел и шоколадные батончики. Сейчас уже всё проходит, а было усыпано и лицо, и руки, и ноги...
Фельдшер многое знает о своих подопечных: какие у них болезни, семьи, какие в деревнях радости и беды — всё проходит через сельского доктора.
— Настя, мы уже с тобой говорили, что всё красное, оранжевое дает аллергию, особенно у маленьких. Клубнику ребенку не давай, ну и шоколад — само собой, даже половинку конфеты. Сейчас я его сначала послушаю. Потому что начну смотреть рот — будет орать. Да, Тёмка?
Малыш добродушно улыбнулся — он и не собирался плакать. Видел бы сейчас эти ясные глаза папа Лёша! Артёмке было всего три месяца, когда тот ушел на СВО. Уже год не держал на руках сына. Только по видео смотрит на него, когда звонит домой в Луговое.
— Уезжал, когда Тёма еще в пеленках лежал, а сейчас вон — уже бегает. Наш папа «на передке» был, но с 26 июня не выходит на связь, — в глазах молодой женщины тревога.
Одни мужики воюют, другие спиваются
У самой Юлии Репниковой муж тоже на линии фронта. Недавно в отпуск приезжал. За три года виделись три раза.
— Я его не отпускала: два раза тормозила, а на третий раз он просто удрал от меня: купил билет, прошел медосмотр и уехал. Сказал: «Я воин, я мужчина — я должен там быть. Наше пограничное братство всё там», — рассказывала Юля Алексеевна о себе, пока мы ждали, когда пастух отгонит рогатое стадо, перекрывшее ФАПу сельскую дорогу.
9
сел района, которые объезжает врач, не имеют даже медпункта
Одни мужики воюют, другие спиваются. В Ракитном даже на профосмотр один пациент пришел с перегаром. Пьянство в малых населенных пунктах — суровая реальность российской глубинки.
— Это частая картина. Есть села, где пьют чуть ли не в каждом дворе — и мужчины, и женщины. Вчера мы были в Успеновке, и двое подрались прямо возле нашего ФАПа. Мужчина был пьян, агрессивен, напал на женщину. Они между собой не ладят, и такая вот ситуация получилась. Пришлось их разнимать, успокаивать, — рассказывает медик.
— То есть вам приходится быть еще и психологом?
— А еще социальным работником, полицейским и пожарным, — засмеявшись, добавляет Юлия Алексеевна.
«Как своей дочери ей доверяю»
Фельдшер Юлия Репникова многое знает о своих подопечных: какие у них болезни, семьи, радости и беды — всё проходит через сельского доктора. Очередной адрес в Луговом, где живет 87-летняя баба Стеша. Самой старушке до ФАПа не дойти — она еле по дому передвигается с палочкой.
— Что это у тебя сегодня давление поднялось, баба Стеша? 150 уже, — качает головой фельдшер, глядя на тонометр.
— Билы у менэ внуки. Я з ними поговорила, разволновалась…
Евстахия Игнатьевна Войцеховская — переселенка из Тернопольской области, живет в Приамурье уже более 56 лет, но так и не смогла избавиться от украинского акцента. Узнав, что я из «Амурской правды», очень обрадовалась, что есть кому похвалить ее любимого фельдшера.
— Жду Юлю каждый раз, не знаю как. Она приедет, всё мне расскажет, обо всем меня расспросит, я ей как своей дочери доверяю, — улыбалась баба Стеша. За время нашего визита она вспомнила всю свою жизнь…
Сельскому доктору приходится быть не только медиком, но и психологом, и соцработником. Фото: Василий Артемчук
— С пожилыми людьми в короткое время не уложишься: им же хочется поговорить. Обо всем рассказывают — какие радости, беды, иногда спрашивают совета. Приходится быть психологом, — заметила Юлия Алексеевна, закрывая калитку.
Мы спешили к медицинскому автобусу. Солнце палило нещадно. Время обеденное, но у фельдшера нет времени на перекус. Несколько сельчан, которые не смогли на прошлой неделе пройти первый этап диспансеризации, уже заждались. А потом нужно посетить на дому трех пациентов и еще раз на обратной дороге проверить маленького Артёмку: снизилась ли у него температура.
Главная проблема — плохие дороги
Свою работу Юлия Репникова любит. Единственная сложность — плохое качество дорог.
— Дорога сильно уматывает, особенно когда вот такая жара, как сегодня. Ну очень тяжело, правда. В автобусе хотя есть оборудование охлаждающее, но им не всегда можно пользоваться, — пояснила медик. — Как вот его подключишь, если нет электричества и нет генератора, который работает в дороге?!
Номер телефона фельдшера — в списке самых важных у деревенских жителей.
Сегодня у передвижного ФАПа по маршруту — ближайшие от райцентра деревни, но ехать всё равно приходится очень далеко. К примеру, деревня Черкасовка за Ерковцами: там несколько дворов, но живут в основном молодые люди — фермерством занимаются. У них дети, их надо осматривать. А если ребенок до года, то необходим еженедельный патронаж.
— Отдаленные деревни, очень мало детей, поэтому за ними глаз до глаз. Слава богу, у меня нет пьющих мам. В Андреевке нормальные семьи, в Черкасовке — тоже. В Надежденском две многодетные мамочки: у одной трое детей, у другой четверо, и тоже всё нормально. Единственная проблема — их не выгонишь на медосмотры: то машины нет, то денег нет, чтобы доехать до поликлиники, — озабочена фельдшер.
Сама Юлия Репникова недавно тоже стала многодетной мамой, взяв под опеку двух малолетних детей.
— Сестра умерла, и я забрала ее мальчишек к себе — один в четвертый класс пошел, второй — в пятый, а моя дочь уже взрослая, — улыбается амурчанка. — С возрастом я стала понимать, что нужно больше дарить людям добра. Если даже во время отпуска мне позвонят или ко мне домой придет человек, я никогда не откажу. Горжусь тем, что я медик.
Обследование в мобильных комплексах бесплатное и без предварительной записи
Более 1000 выездов осуществили медицинские мобильные комплексы, посетив самые отдаленные поселения Приамурья. Всё это благодаря нацпроекту «Продолжительная и активная жизнь», поддерживаемому президентом России. Это возможность для людей пройти первый этап диспансеризации, флюорографическое, маммографическое исследования, а также получить консультацию узкопрофильных специалистов.
Большим преимуществом стала доступность современной стоматологической помощи непосредственно на территории проживания граждан. Более 2 тысяч амурчан сумели посетить стоматолога и получить необходимое лечение, не выезжая в другие города и областной центр.
— Мы организовываем доступную медицинскую помощь даже в отдаленных населенных пунктах области. Ежемесячно публикуем расписание выездов мобильных медкомплексов. Ознакомиться с ним можно на сайтах регионального правительства, министерства здравоохранения и медицинских организаций. Обследование люди проходят бесплатно и без предварительной записи, — подчеркнула первый заместитель министра здравоохранения региона Оксана Химиченко.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии