Эти подростки знают цену трудовому рублю.Эти подростки знают цену трудовому рублю.

Небольшое двухэтажное скромное здание в поселке Новорайчихинск не выглядит новостройкой. На центральном фасаде отчетливо выделяется надпись — 1950 — год сдачи в эксплуатацию. Трудно поверить, но дом, приютивший более 70 ребятишек, до сих пор не попал в разряд аварийных.

— Это и хорошо, и плохо, — делится директор социального учреждения Оксана Сузько. — Стараемся сразу устранять любую проблему, пока она не перешла в разряд аварийных. Благодаря этому удается поддерживать здание в удовлетворительном состоянии. Работают все — и взрослый персонал, и дети. Уговаривать никого не приходится, за что им всем мое директорское спасибо. Обратная сторона успеха — мы, кажется, никогда не дождемся денег на капитальный ремонт. К примеру, крыша у нас не течет, потому что вся в заплатках, а так хочется новую кровлю.

С началом финкризиса надежды на многомиллионные вливания в старое здание улетучились, но в детском доме особых изменений пока не почувствовали. Текущие ремонтные работы, стройматериалы оплачиваются из областного бюджета, а старшеклассники даже получают небольшую зарплату. Благодаря договору с местным центром занятости вот уже четыре года подростков официально оформляют в качестве «внештатных сотрудников», а проще говоря — ремонтной бригады, которую все равно пришлось бы нанимать.

Согласно российскому законодательству, такое вполне возможно. Еще один немаловажный момент — трудоустройство через центр занятости проводится только на условиях софинансирования. Часть денег выделяется бухгалтерией детского дома по статье «прочие услуги», другую часть выделяет государство.

— То есть мы платим не чужому дяде, который еще неизвестно, как будет работать, а своим детям, — продолжает Оксана Константиновна. — Зарплаты, конечно, чисто символические, но на лишнюю шоколадку либо аттракцион во время поездки в город хватает. Есть еще один плюс — дети проходят своеобразную адаптацию, готовятся к будущей взрослой жизни. Там нужно знать цену деньгам и уметь держать их в руках.

Раньше вышеперечисленные возможности давало государство. Каждый воспитанник детского дома получал ежемесячную стипендию в размере 50 рублей. Четыре года назад областные власти стипендию отменили, и сироты оказались лишены даже этих крохотных сумм. У них есть одежда, учебные принадлежности, и кормят неплохо (сам пробовал), но грань социального неравенства по сравнению с детьми, у которых есть родители, стала еще отчетливее. Постепенно стирать ее позволяет оплачиваемый труд.

— Могу сделать «Теннис», «Полубокс», другие пацанячьи прически, — перечисляет десятиклассница Александра Щербенок.

— «Каре», «Ложное каре», могу волосы покрасить, уложить, — подытоживает ее подружка Анна Макаренко.

Благодаря помощи спонсоров детский дом обзавелся небольшой парикмахерской. Обучиться искусству стрижки девчатам помогли преподаватели. Теперь у них стрижется весь детский дом (со своих денег, конечно, не берут) и жители окрестных домов. Старички и старушки звонят, просят прислать парикмахера на дом. Девчонки собирают рабочий чемоданчик — и бегом по указанному адресу. Плата — 30 рублей за прическу, взять больше с пенсионера рука не поднимается. Ребята говорят, что достаточно, ведь с этими крохотными рублями приходит самое главное — уверенность в себе и ощущение своей востребованности.

Зимой дополнительный толчок развития детдомовским заработкам дал губернатор Олег Кожемяко. Во время рабочей поездки главе области показали швейные изделия, выпускаемые небольшой мастерской, самодельные сувениры. Олег Николаевич, недолго думая, пригласил воспитанников поторговать ими прямо в правительстве.

С тех пор в главном здании Приамурья прошло уже две ярмарки. Чиновники раскупают прихватки, подставки под горячую посуду, фартуки, различную утварь, а в Новорайчихинском детском доме благодаря всему этому появилась новая швейная машинка, материалы и многое другое.

По словам директора, приучение детей к оплачиваемому труду давно дало свои результаты. Здесь не знают такого явления, как воровство, а сами дети уже отказались от покупки безделушек. Свои небольшие зарплаты пускают на приобретение серьезных вещей. К примеру, в складчину покупают компьютер на комнату.

Возрастная категория материалов: 18+