Валентина Казакова: «Цена препарата для меня неподъемная».Валентина Казакова: «Цена препарата для меня неподъемная».

Искать обиженных на аптеки не пришлось — люди сами регулярно обращаются в редакцию областной газеты с жалобами и на высокую стоимость медикаментов, и на то, что не могут воспользоваться положенной по закону льготой, а «бесплатное лекарство» не дает ожидаемого эффекта.

— Раньше мне, как инвалиду, выписывали редуктал, а сейчас его заменяют другими препаратами. Но они мне совершенно не помогают, — поделилась с «АП» своей бедой пенсионерка из Благовещенска Валентина Казакова. — Естественно, я вынуждена теперь сама покупать этот самый редуктал. Но цена препарата для меня неподъемная — в одних аптеках он стоит 700, в других 740 рублей.

На журнальном столике в гостиной лежат таблетки и баночки с разными лекарствами. Рядом лупа. Прочитать мелкий шрифт на упаковке и здоровому человеку трудно, а старикам — подавно. Рядом знакомый портрет. В прошлом году мы с Борисом Сапожниковым в одной делегации ездили по местам братских захоронений советских воинов, погибших при освобождении Китая в августе 1945-го. Недавно ветеран Великой Отечественной войны ушел из жизни. Сейчас без повышенной ветеранской пенсии супруга на свои «инвалидные 8 тысяч» Валентине Федоровне трудно прожить. И помощи ждать не от кого. От переживаний Валентина Федоровна совсем разболелась.

— Врач выписала мне лечение. Только за уколы я выложила в аптеке 1111 рублей. А еще необходимо покупать другие препараты. Я должна была это лекарство бесплатно получить, потому что от льгот не отказывалась, — на глазах женщины заблестели предательские слезинки. — Но мне же его не дают!

Узнав, что к соседке приехали корреспонденты «Амурской правды», в квартиру к Валентине Федоровне стали заходить и другие жильцы дома № 20 по улице Амурской. Люди разного возраста, с разными заболеваниями. У одних есть инвалидность или пенсия, у других нет, но всех объединяет одна печаль: они не могут сегодня приобрести для себя необходимые лекарства.

От постоянной боли в коленях Лариса Андрианова, инвалид 2 группы 2 степени, не может спать ночами.

— У меня больные суставы. Раньше мне выписывали структум. Помогало. Но и тогда получить хороший препарат было почти нереально. Рецепт пролежит два месяца в аптеке — приглашают: «Придите, заберите, он уже недействительный». Хотя в свободной продаже структум есть всегда. А потом его вообще перестали выписывать по льготному рецепту, — сетует пенсионерка.

Лекарство от жадности

По словам Ларисы Андриановой, в итоге она вовсе отказалась от льготы: «вроде бы она по закону есть, а на самом деле необходимое лекарство и лечение не получаешь — наоборот, еще больше здоровье теряешь в очередях». И теперь она вообще не может купить себе никакие препараты для лечения больных суставов: они и раньше-то дорого стоили, а сегодня и подавно.

— Покупаю только нормадепин. Без этого препарата, снижающего давление, не могу обойтись. Мне его нужно пить каждый день. Но пачка стоит больше 800 рублей, а в ней только 20 таблеток — на месяц не хватает.

С трудом выкраивает из скудного семейного бюджета средства на приобретение нужных лекарств и Валентина Старикова, которая много лет страдает аллергией.

— Моя сестра делала недавно операцию в Хабаровске. Ей нужны были операционные пластины. Она попросила: «Посмотри, может, в Благовещенске дешевле». Я прошлась по аптекам: эти пластины у нас дороже, причем намного. Почему такая большая разница в цене? — людям не понятно.

Корреспонденты «АП» тоже сравнили стоимость некоторых препаратов в аптеках Благовещенска и Хабаровска — та же картина. Различия в цене на лекарства одного и того же наименования, производителя и дозировки достигают от десятков до нескольких сотен рублей. К примеру, упаковка того самого структума (60 капсул по 500 мг), который пользуется у людей, страдающих артритами, артрозами и остеохондрозами, спросом, в разных аптеках Хабаровска стоит от 1140 до 1329 рублей. У нас — от 1500 до 1630 рублей.

— Разницу в цене в западных регионах и на Дальнем Востоке можно объяснить удаленностью, — комментирует руководитель управления Росздравнадзора по Амурской области Геннадий Даниленко. — Ну а то что в Хабаровске препараты дешевле — так у них находятся оптовые базы, отгрузка обычно идет через Хабаровск, а значит, необходимо учитывать транспортные расходы при доставке лекарств к нам. Кроме того, у них гораздо больший объем и уровень потребления, а это тоже сказывается на цене.

Поинтересовались мы и в одной из аптек «Амурфармации», почему лекарства в Амурской области дороже?

— Тот же структум мы закупаем в Хабаровске. Надо учитывать транспортные расходы, аренду помещений и все такое, сами понимаете, — было ответом.

Понимаем. Интересовались. В федеральном центре аренда помещений для торговых точек не меньше, чем у нас, даже выше. Транспортные расходы надо учесть — с этим не поспоришь. Но не настолько же они высоки, чтобы цена каждой пачки препарата возросла на сотни рублей?!

Возникает такое ощущение, что хозяевам аптечных сетей и многочисленным посредникам, через которых они, возможно, закупают медикаменты, самим пора выписывать таблетки — от жадности.

Почему растут цены на лекарства? Кто отвечает за их повышение

В этих и других вопросах, которые волнуют большинство людей, пытался разобраться корреспондент «АП».

В марте в Приамурье был проведен мониторинг, который показал, что в этом году по сравнению с прошлым, жизненно необходимые препараты подорожали на 39,2 процента, на 36 процентов выросла цена на другие лекарства. Чтобы как-то решить проблему, были снижены оптовые и розничные надбавки на препараты. Правда, на сегодня законодательно они закреплены только за теми лекарствами, что входят в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств — этот перечень утверждается в Москве, сейчас в нем 650 препаратов.

— Сейчас надбавка применяется к фактической отпускной цене производителя. Однако только крупные дистрибьюторы могут осуществить закупку. Мы, регионалы, как правило, посредники, — рассказала тогда генеральный директор ОАО «Амурфармация» Галина Чернышева, — это тоже необходимо учитывать. Как и большой процент издержек — минимум 35%. В нашем объеме продаж жизненно необходимые лекарства составляют 25 процентов товара, и они на сегодня убыточны.

По данным Росздравнадзора, основными причинами роста цен в розничной торговле являются нефиксированная торговая наценка на лекарства и чрезмерное количество оптовых посредников. Помимо этих, сами участники рынка называют причинами зависимость фармацевтического рынка страны от импорта, отсутствие поддержки российских производителей со стороны государства и рост транспортных расходов. Практически все надзорные органы сейчас заняты проблемой цен на препараты. Впервые за долгие годы этому вопросу уделила внимание Генпрокуратура. Согласно ее поручению, во всех регионах прошли срочные проверки аптечных сетей на предмет завышения цен. Накануне она завершилась и в нашей области.

— Проверка была совместной с Рос-

здравнадзором, управлением регулирования цен и тарифов, ФАС, УВД и ФСБ, — рассказывает прокурор отдела по соблюдению федерального законодательства Дмитрий Момот. — В сжатые сроки проверены 5 оптовых поставщиков и 9 крупных аптечных сетей. Однако было выявлено всего три небольших нарушения.

В ОАО «Амурфармация» на 14,84% была завышена надбавка на лекарственный препарат «Дротаверин». В ООО «Будь здоров» предельный размер розничной надбавки на «Завиракс» и «Гастроцид» был превышен на 9% и 25% соответственно. Как сообщает прокуратура, эти нарушения в аптеках уже устранены. Ситуацию с лекарствами прокуратура взяла на контроль, в октябре будет проведена повторная проверка.

Кроме того, с мая начат ежемесячный мониторинг цен на жизненно необходимые лекарства. Как отмечают в управлении Росздравнадзора, детальный анализ и вывод из сухой статистики делают в Москве. Именно туда направляются все собранные данные.

— В июле проверено семь фармацевтических организаций, имеющих в составе 213 аптечных учреждений, — говорит руководитель управления Росздравнадзора по Амурской области Геннадий Даниленко, — из 188 наименований препаратов у 48% цена снизилась, у 32% — повысилась (от 1 до 30%), у 20% — не изменилась. Торговые надбавки на отечественные препараты в среднем составили 27%, на импортные — 22%.

Возрастная категория материалов: 18+