«Космический генерал» — так в Приамурье именовали Александра Винидиктова.

В 1990-м он возглавил 27-ю ракетную дивизию, которая дислоцировалась в Свободненском районе. После ее расформирования стал первым начальником Главного испытательного центра, а затем космодрома Свободный. Под его руководством был подготовлен и успешно осуществлен в 1997 году первый запуск на земную орбиту космического спутника «Зея», а следом — несколько международных. Призывники считали за счастье попасть в его часть, потому что там не было дедовщины. В жилом военном городке тоже всегда был идеальный порядок, кипела общественная жизнь. За активную позицию амурчане трижды выбирали Александра Винидиктова депутатом облсовета, доверяли представлять интересы области и в Госдуме. Александр Николаевич давно живет в Москве, а разыскали мы его в Абхазии, где он сейчас отдыхает.

— Погода отличная, солнечная, как в родном Приамурье, где тоже много солнечных дней. Амурскую область считаю своей второй родиной. Если честно, она даже затмила первую, где я родился, — признался Александр Винидиктов. — Я прожил в Углегорске 11 лет, но это были самые яркие годы моей жизни. Работа кипела: запуски спутников, много гостей, международные контакты... Очень интересное было время.

— Когда мы последний раз брали у вас интервью, вы работали в федеральной службе по оборонному заказу, были главным проверяющим оборонной промышленности и ракетно-космической сферы. А сегодня?

— Сейчас тружусь по международной части — в секретариате Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Генеральный секретарь этой организации Николай Бордюжа мой добрый товарищ с 17 лет, поэтому мы друг другу доверяем в самом хорошем смысле этого слова. В свое время Николай Николаевич работал в аппарате Президента РФ, был секретарем Совета безопасности, потом послом в Дании. В составе нашей организации тоже в основном бывшие послы, генералы Генштаба, словом, люди очень деятельные.

— Чем конкретно вы занимаетесь?

— Отвечаю за парламентскую составляющую — за связь с Госдумой, Советом Федерации. Часто приходится выезжать в Санкт-Петербург. Около трех лет назад была создана Парламентская ассамблея Организации договора о коллективной безопасности, которую возглавляет председатель Госдумы Борис Грызлов. Она базируется в Петербурге в Таврическом дворце. Я либо сопровождаю своего генерального секретаря, либо участвую в заседаниях постоянных комиссий, выездных заседаниях ассамблеи, продолжаю общаться с теми же людьми, с которыми сотрудничал, когда был депутатом Госдумы. Только в другом качестве.

— Космодром вспоминаете?

— Не то слово! Я постоянно отслеживаюи и всю информацию о космодроме Восточный. Хотя понимаю: сегодня ситуация в России такова, что пока не до таких крупных проектов. Но уверен: придет время, рано или поздно в Свободном будет полномасштабный космодром, который затмит все космодромы мира. В России такого подходящего места для стартовой площадки, как в Амурской области, нет.

— А грибочки, ваши любимые рыжики, вам в Москву передают?

— Увы, нет. С Амурской областью у меня теперь связь бывает редко. Хотя здесь, в столице, иногда встречаю бывших амурчан. Недавно виделись с Лобановым, экс-начальником амурского УВД. Изредка звоню Виктору Марценко, у меня с ним остались теплые отношения. В Приамурье сменилось много руководителей, с некоторыми я лично не был знаком. Рад, что Виктор Васильевич по сей день работает в правительстве. К слову, это один из самых светлых людей, которых я встречал по жизни, а в Москве вообще таких не встретил. Это человек, который действительно знает и любит Амурскую область.

Несколько лет назад, когда я еще был депутатом Госдумы и встретился с одним из наших бывших губернаторов, спросил у него, не тоскует ли он по родному Приамурью. Ведь здесь такая замечательная природа, а я знал, что он был любитель порыбачить, поохотиться. Говорю, наверное, в столице вам скучно без всего этого? Он мне ответил тогда: «Знаешь, в Москве есть все!».

Я с этим не согласен: Москва действительно удобнее для жизни, здесь можно реализовать все свои желания и увлечения. Но глубинка душевнее. И того колорита, который есть в Амурской области, — природного, душевного, мне здесь очень не хватает. Передайте амурчанам мою искреннюю благодарность за доверие и пожелание добра.