Добраться до северных поселков можно 
только через переправу.Добраться до северных поселков можно только через переправу.

Однако уже в ближайшие пять лет ситуация коренным образом может измениться: в глухой тайге появятся асфальтированные трассы, железные дороги, современные мосты и виадуки.

О том, что на Дальнем Востоке необходимо развивать транспортную инфраструктуру, постоянно говорят на самом высоком уровне. Последние годы обещания чиновников начали воплощаться в жизнь: сегодня практически в каждом регионе реализуют тот или иной проект, связанный со строительством дорог. В Якутии строят железную дорогу до столицы республики, в Хабаровском крае — автодорогу Ванино — Лидога и новый тоннель через Кузнецовский перевал в рамках развития участка Комсомольск — Советская Гавань, в Амурской области главная стройка — федеральная дорога «Амур».

— Для развития региона, помимо автомобильных трасс, необходимы и железные дороги. Сейчас у нас две главные артерии — БАМ и Транссиб, но в современных условиях этого мало. В стратегической программе развития железнодорожного транспорта до 2030 года планируется построить тысячи километров новых линий. Сегодня активно ведется строительство железнодорожной ветки до Якутска, в ближайшее время начнется сооружение моста через реку Лену, в Амурской области планируется строительство социально значимой дороги от Тыгды до Зеи, — рассказывает руководитель Дальневосточного управления Федерального агентства железнодорожного транспорта Евгений Осин.

Железная дорога для севера области — основная транспортная артерия. Большинство поселков отдаленных районов Приамурья расположено именно вдоль стальной колеи, и добраться сюда можно только на поезде, как, например, в Олекму. Но пассажирские составы до этого самого дальнего поселка ходят один раз в два дня, а в летнее время достать билет на проходящий поезд «Тында — Москва» практически невозможно. В то же время Олекма — крупный промышленный центр севера Приамурья, здесь расположен горно-обогатительный комбинат по переработке титаномагнетитовой руды с Куранахского месторождения. Поселку крайне необходимо постоянное транспортное сообщение с центром области, но отсутствие моста через Олекму лишает автомобилистов возможности добраться до Тынды.

С ветерком по федералке

От большой земли поселок Олекма Тындинского района отрезан рекой Нюкжей. Чтобы переправить машину на другой берег, водители договариваются с железнодорожниками, которые дают платформы. Но сейчас даже железнодорожная переправа через Нюкжу не спасет: дальше Юкталей — соседнего с Олекмой поселка — проехать нельзя. «Металлисты» разобрали последние мосты и водопропускные трубы, дорогу окончательно размыло.

Рядом со стальной колеей идет притрассовая автодорога: во времена строительства БАМа ее содержали мехколонны, однако сейчас она осталась бесхозной. Сотни километров гравийки превратились в непроходимое направление.

— Администрацией Тындинского района внесено предложение включить эту сеть притрассовых дорог в долгосрочную инвестиционную областную программу «Развитие сети автомобильных дорог Амурской области на 2010—2015 годы». Только так мы сможем обеспечить жителей отдаленных поселков надежным транспортным сообщением, в местном бюджете денег на эти цели нет, — говорит Владимир Калашников, ведущий специалист по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом администрации Тындинского района. — В свою очередь на федеральном уровне сейчас прорабатывается проект реконструкции нашей основной дороги «Большой Невер — Якутск». Он предполагает асфальтирование трассы на всем ее протяжении.

Согласно плану уже в следующем году первые 30 километров асфальтового покрытия будет уложено между Большим Невером и Соловьевском. В этом районе уже работает асфальтовый завод, продукция которого пока идет на нужды другой федералки «Чита — Хабаровск». Перед тем как начать укладку асфальта на дороге до Якутска, необходимо провести полную реконструкцию этого тракта, построенного в начале прошлого века. В первую очередь нужно построить новые мосты взамен деревянных. Эта работа уже началась: современные искусственные сооружения на трассе «Лена» появились через Бурухинский ручей, реку Цыганку в Тындинском районе.

Дорога на восток открыта

На днях завершилось строительство моста через реку Гилюй в районе поселка Восточный. Теперь жители Маревого, Дипкуна, Тутаула, а также отдыхающие в оздоровительном центре «Бестужево» получили круглогодичное автомобильное сообщение с районным центром. До этого водители, рискуя жизнью, переезжали своенравную реку вброд. В межсезонье попытки переехать с одного берега на другой часто заканчивались трагедией: машины уходили под воду.

Гилюйский мост остался в наследство еще от строителей Байкало-Амурской магистрали. Тогда наряду с железной дорогой сооружали и автомобильную трассу для подвоза техники и рабочих на ремонт стальной колеи. Большинство мостов для ускорения работ строили по временной схеме в деревянном исполнении. После того как возвели железную дорогу, автотрасса оказалась бесхозной, хотя по ней продолжали ездить жители северных поселков области.

Своенравные реки стали постепенно смывать деревянные мосты, так произошло и с автомобильным переходом через реку Гилюй. После наводнения корейские лесозаготовители восстановили мост, но потом его снова атаковала стихия, на этот раз огненная: мост сгорел. По проекту, через Гилюй должен был быть построен капитальный железобетонный мост, и в начале 90-х годов его даже начали сооружать, но экономические катаклизмы в стране не дали воплотиться этим планам в жизнь.

220-метровый гилюйский мост строился 20 лет, его финансирование десятки раз прерывалось, каждый губернатор обещал сдать его в эксплуатацию, но только при Олеге Кожемяко сооружение удалось ввести в эксплуатацию. Из областного бюджета на возведение моста было потрачено 87 миллионов рублей. Впервые в развитии инфраструктуры Тындинского района свое участие приняли нефтяники.

— Кроме самого моста через Гилюй, необходимо было оборудовать железнодорожный переезд через БАМ. В районном бюджете денег на эти работы нет, мы обратились за помощью к строителям нефтепровода и нашли поддержку. Нефтяники выполнили большой объем работ возле переезда, чтобы создать требуемую зону видимости для водителей. Сейчас мост готов к эксплуатации, мы ждем только разрешение из ОАО «РЖД» на открытие переезда, — подчеркивает Тамара Лысакова, глава Тындинского района.

Мост через Гилюй был основной преградой для автомобильного сообщения на этом направлении, но не единственной. В ветхом состоянии находятся переправы через реки Утугай, Брянта, Десс. Дорогу на свой баланс должно принять ДЭП-208, занимающееся обслуживанием автотрасс в районе. Для того чтобы восстановить бесхозную колею, потребуются сотни миллионов рублей.

Кстати

Подобная ситуация сегодня в Зейском и Селемджинском районах. В первом необходимо реконструировать дорогу от Огорона до Зеи, во втором ситуация самая сложная — нужно строить большой мост через реку Селемджу. Компания «Петропавловск», разрабатывающая ряд месторождений золота, готова вложить деньги в инфраструктуру. Сейчас ведутся переговоры с ОАО «РЖД» об использовании опор под второй путь действующего железнодорожного моста через Селемджу на Байкало-Амурской магистрали.