Александр Сапалов проработал в главной концертной организации региона 27 лет. На концерте он станет главным действующим лицом, будет играть все два отделения: в первом — под аккомпанемент инструментальной фонограммы, во втором прозвучит баян в чистом виде.
Сам юбиляр в эти дни пребывает в некоторой растерянности. По характеру он не привык быть в центре внимания. А сейчас постоянно принимает поздравления, никуда не спрячешься от внимания прессы.
— А было дело, за баян усядусь, никто меня не видит, — смеясь, вспоминает юбиляр, — огромный инструмент закрывал маленького тщедушного мальчишку, каким я был в 8 лет.
С детства он мыслил себя только музыкантом. Пятилетний Саша однажды увидел гармониста, долго стоял зачарованный, а придя домой, нацепил на грудь папину сумку-планшет и начал водить по ней двумя руками, растягивать, как будто там были меха — старательно изображал игру на двухрядке. Вскоре отец по случаю приобрел красивую перламутровую гармошку: «Занимайся, сынок!» Саша расставался с отцовским подарком только во сне. Обладая музыкальным слухом, подбирал любые мелодии и даже «Полонез» Огинского. Но, кивая на гармонь, мальчик жаловался родителям: «Тут кнопочек не хватает, многих звуков нет». Родители решили приобрести баян. Но его не было в благовещенских магазинах. Пришлось заказывать по почте. Баян пришел из самой Тулы. Чтобы выкупить инструмент, пришлось… продавать корову. Еще понадобилось занимать денег. По ценам 1957 года корова стоила 1700 рублей, а баян —1800 рублей.
В музыкальную школу Сашу приняли после второго класса, через пять лет он с успехом окончил «музыкалку», но пришлось проучиться еще год, чтобы не потерять квалификацию. В музыкальное училище Сапалова приняли вне правил: все учились с 15 лет, а ему едва стукнуло 14.
После училища Александр решил испытать счастья в столице. Был сумасшедший конкурс в самый престижный вуз страны — музыкально-педагогический институт имени Гнесиных. Поступали лауреаты региональных конкурсов, тем не менее Сапалов прошел благополучно все туры. Но у него не было московской прописки. Покинув столицу, Александр завернул в Астраханскую консерваторию. Едва показал экзаменационный лист из Гнесинки, как его, даже без прослушивания, немедленно зачислили в студенты.
В 70-е годы Сапалов преподавал в благовещенском музыкальном училище на отделении народных инструментов, а с 1982 года трудится в областной филармонии. Объездил с выступлениями весь Дальний Восток, за исключением Камчатки и Колымы. В 1990 году получил «бронзу» на Всероссийском конкурсе исполнителей. Не раз выступал в Южной Корее, а сколько километров он исколесил по Китаю со своим баяном, Сапалов затрудняется сказать.
Александр играет не только чужие произведения, но и пишет свои. Например, создал цикл инструментальных сочинений на стихи благовещенского поэта Игоря Игнатенко. В этом году в Украине он издал в сборнике «Концертные пьесы для баяна». Перед этим в России в издательстве «Мир нот» и в Германии выпустил диск «Незабытая мелодия». Сегодня пытается возродить некогда гремевший Амурский народный хор. Артист еще полон сил и таланта.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии