«Адмиралъ».«Адмиралъ».

Фильм получил много критики от историков за то, что белые в фильме показаны благородными героями, а красные — отъявленными злодеями. Когда было объявлено, что на основе фильма готовится телесериал, появилась иллюзия, что за счет увеличения экранного времени сериал эти недочеты если не исправит, то хотя бы чем-то компенсирует. Но она так и осталась иллюзией.

Адмирал Колчак — кто он? Заклятый враг советской власти, жестоко расправлявшийся с красноармейцами, каким его преподносили нам на протяжении многих лет учебники истории, или спаситель Отечества, истинный патриот своей страны, человек благородный, верующий и к тому же влюбленный? Фильму не удалось создать образ противоречивой личности адмирала Колчака. Не удалось это и сериалу. Колчак в исполнении Константина Хабенского много курит, мужественно смотрит, весомо говорит, порой осеняет себя крестным знамением и грустно улыбается, встречаясь с Анной Тимиревой. Но ощущения, что перед нами масштабная и внутренне противоречивая личность, почему-то не возникает. Даже непонятно, почему перед ним благообразно, шапки долой, падает на колени его армия, якобы потрясенная речами верховного правителя. Смотришь на эту сусальную сцену — и вспоминаешь Станиславского с его «Не верю!»

Зато возникает ощущение, что Первый канал в очередной раз поставил извечную цель — дать раскрученным и талантливым актерам примерить на себя исторические костюмы и покрасоваться в исторических декорациях. Ни для кого не секрет, что Константин Хабенский, Елизавета Боярская, Сергей Безруков давно воспринимаются не столько как актеры, а сколько как хорошо раскрученные бренды, и они не столько создают образы героев, сколько с большим достоинством демонстрируют себя, любимых. Не случайно одна из команд кавээнщиков пошутила на тему «Адмирала»: «Это «Ирония судьбы-3» — те же лица, но уже на корабле».

Хорош Хабенский в белом кителе на капитанском мостике? Да, прекрасен. А каков Безруков на коне, воодушевляющий войска перед решительным боем? Невероятно хорош. А Боярская умудряется быть гламурной даже в госпитале, в белом головном уборе сестры милосердия, на фоне стонущих раненых, утопающих в крови.

Крови в сериале хватает. Причем с самого начала, когда фоном для титров служит струйка крови, вытекающая под трагическую, но ритмичную музыку из виска упавшего от вражеской пули бойца, течет все стремительнее, пока не превращается в кровавую линию фронта на карте России. Сильный образ, в общем-то, если бы он не был представлен в виде клипа. И с первых минут не дает покоя мысль — разве можно делать из истории шоу на крови?

Фильм «Адмиралъ» год назад получил массу критики за то, что в нем оценка событий развернута на 180 градусов. Кого считали врагом, оказался героем, и наоборот. Но беда не в том, что радикально развернули оценку, а в том, что историю вновь раскрасили одной краской. Забыв, что, кроме черной и белой, есть и другие. Впрочем, и черный с белым тоже имеют массу оттенков и полутонов.

Сериал даже за счет физического увеличения экранного времени мог бы разнообразить эту палитру, но очевидно, такой цели не стояло. Жестокие красные, жестокие семеновцы, и все в белом — колчаковцы. Хотя, что и говорить, сцены расправы революционных матросов над офицерством в Кронштадте сняты сильно. Арба, доверху нагруженная офицерскими фуражками, и море, со дна которого, с привязанными к ногам камнями, словно пытаются подняться жертвы красного террора, — образы очень многозначные.

Сериал, по замыслу его создателей, в отличие от фильма, должен был более полно рассказать историю любви Александра Колчака и Анны Тимиревой. Но он неожиданно «приземлил» высокие чувства героев за счет обилия бытовых подробностей. Надо признать, что в фильме лав-стори на сломе исторических эпох, набросанная легкими штрихами, смотрится более романтичной и красивой. Там все быстро — чувство вспыхнуло, застало героев врасплох, потом переросло в серьезные отношения и трагически оборвалось.

Зато в сериале получилась не столько любовь, сколько банальный адюльтер, наблюдать за которым временами даже как-то неловко. И опять же не верится, что молодая женщина из высшего общества могла так запросто и недвусмысленно кокетничать с чужим мужем в присутствии его подчиненных, а также его жены и тещи. А «чужой муж» при этом — не просто легкомысленный ловелас, а государственный человек, блестящий военный, исследователь Арктики, член Русского географического общества.

Чего стоит сцена, где соперницы меряют шляпки перед отъездом Колчака на Черноморский флот и ведут себя отнюдь не как аристократки. Впрочем, Анна Ковальчук в роли Софьи Федоровны куда более убедительна, чем Елизавета Боярская в роли ее соперницы. Порой даже не понимаешь, с чего бы это такой умный и благородный Александр Колчак всерьез предпочел тонкой и одухотворенной любящей его красавице-жене банальную гламурную красотку.

Как признался режиссер Андрей Кравчук в одном из интервью, у него была задача немного «осовременить» исторических персонажей, чтобы приблизить их к сегодняшнему зрителю.

Когда Софья Федоровна с интонациями голливудского психоаналитика спрашивает Колчака: «У нас все хорошо?» или герои часто на тот или иной вопрос отвечают скептическим «И что?» — возникают сомнения, нужно ли именно такое приближение к современности.

И постоянно хочется провести хронометраж, чтобы выяснить, сколько экранного времени занимает показ того, как курит адмирал Колчак. Это наводит на подозрение о спонсорах, на чьи деньги снят фильм. И случайно ли, что именно портсигар будущего адмирала становится фантом, по которому ему выпадает поцелуй с Анной Тимиревой? И почему поиски портсигара занимают немало во время сборов Колчака в революционный Петроград на встречу с Керенским? Кстати, камера не раз фиксируется на этом предмете и во время допросов арестованного верховного правителя в Иркутске. Смотришь и думаешь, а не скрытая ли это реклама того, что рекламировать открыто закон не разрешает?

Почему я об этом всем пишу? Потому что фамилию Колчак мне довелось услышать раньше, чем я начала изучать историю в школе и даже чем пошла в эту самую школу. В 1917 году мой дед пошел в Красную армию, в то время как два его старших брата автоматически оказались в белой армии, еще со времен Первой мировой войны. Показывая старые фотографии, дед вспоминал, как гонялся за колчаковцами, по понятным причинам умалчивая о братьях, которые вместе с армией Верховного правителя отступали на восток и, возможно, ушли в Харбин, если, конечно, им вообще удалось уцелеть. Делать шоу из войны, которая коснулась всех россиян и где брат воевал против брата, по меньшей мере странно.

Возрастная категория материалов: 18+