— Что услышат благовещенцы на юбилейном концерте?
— Прежде всего, прозвучат те хиты, которых от нас ждут на каждом выступлении. Это «Тысяча свеч», номер, который является много лет нашей визитной карточкой. Это «Песня о любви» — буквально после каждого концерта мне приходят из зала записки с просьбой вернуть ее в репертуар. Во второй части юбилейного вечера впервые прозвучат новые песни, в частности романс, который не принято исполнять хором, — «Попутная песня» Глинки. Она даже для солистов представляет определенную сложность, а для хора это вообще виртуозная работа.
Кроме того, на концерте мы расскажем об истории коллектива, покажем фото прошлых лет, а также проведем розыгрыш призов среди поклонников капеллы «Возрождение». И обязательно представим каждого артиста капеллы, ведь когда они стоят в хоре, из зала они кажутся одинаковыми. На самом деле у нас все — индивидуальности.
— За что вы любите свой коллектив?
— Капелла «Возрождение» — это 25 певцов, 13 женских и 12 мужских голосов. Возраст — от 18 до 70. Много молодежи, и я этому рада — значит, у нас есть будущее. Мне также приятно, что молодежь сегодня интересует хоровое пение. У нас поют студенты музыкального, педагогического колледжей. И вообще радует, что многие приходят устраиваться. Другой вопрос, что не все остаются. Это лишь на первый взгляд кажется, что в хоре петь легко. Мы собираемся после рабочего или учебного дня, репетиция — это труд, да еще какой.
Мне очень нравится, что в капелле есть преемственность поколений: у нас поют такие мэтры, как заслуженный работник культуры Юрий Карпаев, заслуженный учитель России Ольга Подгайко, которая в хоре 29 лет из тех 30, что он существует. Конечно, это пример для молодых.
— Когда человек поет в хоре, он вкладывает свой голос в общую песню. Но артисту обычно хочется самовыразиться. Как вы справляетесь с этим противоречием?
— Здесь нет противоречия. Солисты у нас всегда имеют возможность выступить. Например, в прошлом году на абонементе «Музыкальные встречи» у нас прошел концерт солистов капеллы.
Но не каждый хорист справится с сольным номером. Есть солист хора, есть артист хора. Если мне попадаются интересные ноты, я думаю, кому подойдет это соло, на чей голос лучше ляжет. Но приоритет у нас все-таки хор. Действует правило: не хор для солистов, а солист для хора. Это правило введено не мной, оно общее для всех хоровых коллективов. Между прочим, все самые великие певцы мира прошли хоровую школу. Хоровое пение полезно во всех смыслах — и в профессиональном, и в физическом. Оно учит петь в ансамбле, кроме того, это профилактика заболеваний верхних дыхательных путей. Певец никогда не заболеет пневмонией, которой все сейчас так боятся, — потому что мы постоянно упражняем легкие. И потом, любой поющий человек испытывает радость от общения с музыкой, получает гормон счастья, поэтому любой поющий человек счастливее непоющего.
— Вам, как дирижеру, трудно выстроить такие разные голоса в единый хор?
— Добиться, чтобы все звучали в едином стиле, всегда сложно. Это обычный тренаж, нудная работа, когда подолгу выстраивается каждый звук. Мы можем час потратить на произведение, которое звучит две минуты. Есть разные приемы: мы и хлопаем, и топаем, и гугукаем. Со стороны это выглядит, как собрание какой-то странной секты. Повторюсь, работа нудная, но результат ее виден. Год назад мы ездили на фестиваль в Прагу, где получили «Золотой диплом». Когда мы к нему готовились, вычищали каждую нотку, каждую буковку. Мы настолько выстроили свои номера, что, когда попробовали спеть их через полгода, убедились: песни, сразу сделанные кропотливо и на совесть, и спустя время звучат хорошо.
— У всех артистов есть музыкальное образование?
— У нас поют люди с разной музыкальной подготовкой: есть профессионалы, есть студенты творческих колледжей, есть люди других профессий — врач, экономист, бухгалтер. Но нотную грамоту в той или иной степени знают все. У нас каждый артист получает пусть небольшую, но заработную плату. Мы все — артисты филармонии.
— Вы поете в капелле десять лет, пять из них руководите коллективом. Лично для вас какой концерт за это время был самым памятным?
— Самое яркое выступление — всегда последнее. Концерт заканчивается, и понимаешь: сегодня был самый лучший концерт. А вообще все выступления интересны по-своему. Рождественские встречи, которые «Возрождение» проводит более 20 лет, всегда особенные — светлые, одухотворенные. Всегда со слезами на глазах проходят концерты для ветеранов 9 мая, мы обычно делаем попурри из песен военных лет, и зал поет их с нами. Два года назад у нас была попытка сделать концерт «Капелла шутит»: наш хор выступил в новой для себя роли — пели шуточные романсы и песни. Каждый концерт помнится по-своему.
— Какой подарок хотела бы получить капелла к своему юбилею?
— Новый рояль для репетиций. Наш уже пришел в такую негодность, что его приходится настраивать каждую неделю. Но это — из области несбыточной мечты.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии