Именно по этим плодородным полям и пройдет участок второй очереди нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан». Земли под стратегический объект уже начали отводить, вот только процесс этот вызывает у местных жителей много вопросов, на которые пока нет ответов. О том, как своя земля становится чужой, в материале нашего корреспондента.

Терра инкогнита

Под Новосергеевкой уже появились столбики, где гордо красуется надпись «ВСТО-2» — здесь в скором времени проложат участок трубы нефтепровода. Эти земли формально принадлежат пайщикам трех деревень –– Паруновки, Новосергеевки и Рождественки. А фактически — никому. Паи, свидетельства на которые есть на руках почти у каждого местного жителя, — «плавающие». То есть между строк в документах, выданных больше 10 лет назад, читается: «вам принадлежат 12,4 гектара, и они где-то здесь». Где это — «здесь», одному богу известно.

— Есть земли бывшего совхоза «Паруновский», они распределены между 600 пайщиками. Паи давали и работникам, и учителям, всем местным жителям. Где-то на этих землях и мой пай есть, –– говорит председатель колхоза «Новосергеевский» Олег Кирдун. –– Но земля не выделена, границ земельных участков нет. В 2008 году мы пытались выделить землю под поля, собрали подписи с 291 пайщика в общей сложности на площадь в 3,6 тысячи гектаров. Хотели взять участок в долгосрочную аренду, но государственный регистратор нам отказал. По закону нужно, чтобы каждый пайщик выделил свою землю. Для этого собирают пайщиков и совместно выделяют паи. Потом участкам присваивают кадастровый номер и регистрируют. Только после этого можно пай продать или сдать в аренду. В итоге мы сеем, пашем, а чья земля, не знаем.

Обещания от нефтяников

Летом 2009 года в Новосергеевку приезжали представители нефтяников. С местными пайщиками, колхозом и сельской администрацией договорились полюбовно. Все пайщики должны были получить небольшую компенсацию, а колхоз — возмещение убытков и упущенных прибылей. По двум участкам общей площадью 35 гектаров, которые затронет труба, сумма составила почти 670 тысяч рублей. Затраты на рекультивацию, по предварительным подсчетам, составили 1,1 миллиона рублей.

Арифметикой нефтяников все остались довольны. Но недавно в Новосергеевке с удивлением узнали, что в соседней Паруновке в конце февраля прошел совет пайщиков и некий «проектный институт, действующий в интересах строителей ВСТО-2», купил 8 паев на площади около 100 гектаров. Известие об этом привез паруновский фермер Александр Зайцев. «Вы тут сидите, а там вашу землю продают!» — сообщил он ничего не подозревающим аграриям. Затем в «Амурской правде» 27 февраля вышли объявления о том, что эти самые пайщики желают выделить участок, расположенный «в 0,2 километра к юго-востоку от Паруновки». То есть как раз те земли, где пройдет ВСТО-2 и где выращивает сою колхоз «Новосергеевский». Тех, у кого имеются возражения, просили в 30-дневный срок направлять их в письменной форме по адресу: Благовещенск, пер. Релочный, 3, офис 29.

— Если это люди от нефтяников –– должны быть грамотными, –– рассуждает главный специалист Новосергеевского сельсовета Екатерина Олейникова. — По закону всех пайщиков надо известить за 30 дней до собрания. Этого никто не сделал: ни в Новосергеевке, ни в Рождественке не знали, что прошло собрание. Собрание считается правомочным, если на нем было не менее 20% пайщиков. На общем собрании выделяют паи, согласовывают границы участков –– этого никто не делал.

Администрацию сельсовета тоже в известность не поставили. Зато в Паруновке новость о собрании распространилась со скоростью света.

— Желающих продать паи много было, сразу все побежали, — рассказывает фермер Александр Зайцев. — Но на самом собрании никто ничего не покупал — просто известили, что уже купили 8 паев.

На деле выяснилось, что паи формально никто не покупал. На вопрос, с кем они встречались, некоторые местные жители не задумываясь отвечали: «Люди из Газпрома».

— А что, они аферисты, да? — нимало не удивляясь, спрашивает экс-пайщица из Паруновки Алена Рябовол. — Мы на свой пай оформили доверенность на частное лицо, получили 15 тысяч рублей. Деньги нужны были. Не я — другой бы продал, желающих много было. Теперь наш участок оформят, выделят, и мы его передадим в дар государству.

Возражения относительно выделения их полей под нефтепровод у колхоза, конечно, имеются, но вот оформить грамотно их некому — ни в администрации, ни в селах юриста нет. В прокуратуру с этой проблемой аграрии тоже не обращались.

— К нам никакой информации на этот счет не поступало, — заявил прокурор Серышевского района Александр Прохоренко. — В первом полугодии проверки в этой сфере не запланированы. Будут обращения –– будем их отрабатывать.

Ушли в оборону

По адресу, куда недовольным пайщикам советовали направить возражения, оказался скрытый за безликой дверью без номера кабинет. В него я и зашла, представившись доверенным лицом колхоза «Новосергеевский». Как выяснилось, организация, занимающаяся землеустроительными работами в интересах строителей ВСТО-2, называется ООО «ЦНИИП «Трансгеопроект».

В ответ на мои претензии по поводу неправомочности собрания пайщиков меня озадачили: «Какие нормы закона нарушены? Назовите законодательные акты». Далее последовал тупиковый диалог.

— То есть вы не считаете нарушением то, что всех пайщиков не оповестили и на собрании не присутствовали необходимые 20% пайщиков для того, чтобы выделить участки?

— Мы этого не говорили.

По поводу колхозных полей сотрудники сообщили следующее: «Если у вас есть права на землю, договор аренды — приносите. Мы посмотрим, но, насколько нам известно, ваша земля не выделена, никак не оформлена. Если вы не согласны с межеванием, все претензии представляйте в письменной форме в указанный срок».

Меня быстро раскусили, потребовав доверенность от колхоза и, увидев в паспорте благовещенскую прописку, резюмировали: «на серышевскую крестьянку не похожа». пока я копалась в сумке в поисках редакционной корочки, сотрудники «Трансгеопроекта» предположили, что я пожаловала из прокуратуры или ФСБ. Узнав, что я журналист, собеседники и вовсе ушли в глухую оборону: «Комментариев не даем».

Ни в ООО «Дальнефтепровод», специально созданном для эксплуатации ВСТО-2, ни в ООО «Дальневосточная строительная дирекция», которое займется строительством второй очереди нефтепровода, получить комментарии не удалось — телефоны организаций не отвечали.

Мотивы действий «Трансгеопроекта» мне объяснили в администрации Серышевского района.

— С землями пайщиков — беда. Люди не хотят или не имеют денег для выделения своих участков, –– рассказали в отделе сельского хозяйства районной администрации. — Вот нефтяники и выделяют те земли, где пройдет труба. Это небольшие участки –– по 10 метров от нефтепровода в одну и в другую сторону. Собрать пайщиков для того, чтобы согласовать с ними деление паев, очень сложно: большая их часть умерла, кто-то уехал. Но все земли после регистрации и занесения в кадастр нефтяники передадут сельсоветам.

Само собой нефтяникам невыгодно выделять земли для колхоза, чтобы потом ему же компенсировать ущерб. Кроме того, арендовать их у частников –– дело рискованное. Сегодня пайщик захочет сдавать землю в аренду, а завтра возьмет и расторгнет договор. По уставу «Дальневосточная строительная дирекция» не может покупать землю в собственность, поэтому оформленные участки пайщиков передадут в собственность муниципалитетам, и потом у них же возьмут землю в аренду. Сам нефтепровод помешает аграриям только в процессе строительства. По завершении трубу закопают в землю, и полями опять можно будет пользоваться.

Закон что дышло

Как объяснили в управлении Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии по Амурской области, при оформлении паевых земель в ведомство представляют протоколы собраний пайщиков. Там указано количество присутствующих, есть подписи и решение собрания. Но проверкой протоколов и сверкой подписей специалисты управления не занимаются — это вне их полномочий. Кроме того, согласно вступившему в силу в начале прошлого года постановлению Конституционного суда РФ, пайщик может выделить участок и «посредством предварительной публикации в СМИ, включая и тот случай, когда общее собрание не проводилось вообще». Но при этом суд оговаривает, что «перед этим заинтересованным собственником должны быть предприняты все необходимые действия по созыву такого собрания».

Мнение

Депутат Заксобрания от КПРФ Анатолий Белоногов:

«Про ситуацию в Серышевском районе я узнал, когда вел прием граждан. Ко мне обратились пайщики. То, что делается там, незаконно. Чтобы купить пай, его должны выделить в натуре, провести межевание земли, присвоить кадастровый номер. Но сначала нужно собрать не менее 20% пайщиков и на собрании распределить паи. Этот вопрос мы поднимем на депутатских слушаниях по нефтепроводу ВСТО-2, которые пройдут на следующей неделе. Насколько мне известно, в других территориях такой проблемы нет, хотя трубопровод проходит по паевым землям и в Свободненском, и в Ромненском районах.

Возрастная категория материалов: 18+