Он был тяжело ранен под Витебском, прошел от Ельни до синих берегов Прибалтики, где встретил Победу

Штурм Кенигсберга начался 6 апреля в 10 часов. Погода для авиации была неблагоприятная, поэтому обработку укреплений начала артиллерия. Артиллерийский «концерт», как всегда, открыли «катюши», а потом в течение двух часов тысячи орудий всех калибров обрушили на гитлеровцев шквал огня. Клубы пыли и дыма взметнулись на укрепления врага и застлали город. В полдень пехота и танки вслед за огневым валом пошли на штурм Кенигсберга. Гитлеровцы предпринимали многочисленные контратаки, но ничто не могло остановить наших воинов. К концу дня первый рубеж обороны Кенигсберга был прорван.

7 и 8 апреля наша армия продолжила наступление. В первом эшелоне действовали стрелковые полки 51-й стрелковой дивизии. Кенигсберг горел, гремели выстрелы и взрывы. 9 апреля в 21.30 комендант города генерал Лаш подписал приказ о прекращении огня. Кенигсберг пал. Наступила тишина, только горели еще здания и дымились развалины этой «неприступной» крепости. Гитлеровцы сдались в плен. Было убито 42 тысячи и взято в плен около 92 тысяч солдат и офицеров, в том числе 4 генерала. В тот же день Москва салютовала героям штурма Кенигсберга.

Много памятных эпизодов было в жизни 18-летних мальчишек. Разведка, ранения, контузия. Мы приближали Победу на фронтовых дорогах, а вела нас вперед любовь к Родине. 51-я Краснознаменная Витебская дивизия орденов Красного знамени, Суворова II степени удостоена 7 благодарностей от Сталина.

Алексей Иванович Королев, инвалид войны, с. Ивановка

Солдатское поле

Если вам посчастливится поехать вниз по матушке-Волге, невдалеке от Волгограда, на правой стороне у шоссе, вы увидите невысокую стройную статую пионерки. Остановитесь. Не нужно экскурсовода. Вы сами узнаете, что место, на котором стоите, — это солдатское поле.

После боя — затишье, и усталый комбат

Прошел по окопам, сосчитал всех солдат.

Из простреленной сумки блокнот

и ручку достал

И дочурке своей вот что он написал:

«Милая Мила! Сегодня после боя в одной воронке я нашел василек. Понимаешь, вокруг рвутся снаряды, а маленький цветок растет и цветет. В любую минуту он может быть разорван. Я положил его в карман гимнастерки. Он такой маленький и беспомощный. Помни, твой папа Дима будет биться до последней капли крови. Если что непонятно, мама расскажет. 9 августа, 1942 год. Майор Петраков».

Алексей Прокопьевич Климентьев, Благовещенск.

Золото войны

До войны в нашем небольшом поселке Золотая Гора, затерявшемся в тайге, люди жили дружно и весело. Это было время бурного вторжения в жизнь патефонов, велосипедов, кино, радио. Основным занятием, конечно же, была добыча золота. Весть о нападении фашистской Германии на нашу страну была подобна грому, разразившемуся среди ясного неба. Все были уверены, что долго война не продлится и через два-три месяца враг будет разбит. Мы пели:

Знает Сталин-отец,

Знает Родина-мать,

Что советский боец

Не привык отступать.

Но к великому сожалению, с фронта стали приходить плохие вести. Знаменитый диктор радио Юрий Левитан с тревогой и скорбью в голосе ежедневно сообщал: «Сегодня после упорных боев наши войска оставили город Орел... Курск... Калугу…». С первых же дней войны на фронт ушла молодежь, а вслед за ней и мужчины более старшего возраста. Был среди них и Владимир Пермяков, которому в 1945 году было присвоено звание Героя Советского Союза.

Но прииск продолжал давать стране драгоценный металл. Здесь, в далеком глухом тылу, люди ковали победу над врагом вместе со всеми. Ушедших на фронт мужчин заменили женщины. Вот что писала наша районка «Коммунистический труд» в марте 1943 года: «На прииске сейчас работает 125 женщин. Все они пришли на производство в дни войны…».

Большой популярностью в то время пользовалась школьная художественная самодеятельность. Пьесы ставились на военные темы. Особенно отличался мастерством Ленька Иванов, с блеском игравший роли немцев. Выход Леньки на сцену вызывал настоящий фурор. И вот он появлялся: немец-фриц, в шинели до пят, в больших поношенных кирзовых сапогах (или в старых валенках с заплатами), затрапезной немецкой фуражке. Перемешивая русскую речь с немецкой, он с такой убедительностью разоблачал фашизм, что у всех сидящих в зале наша победа в этой войне уже не вызывала никаких сомнений.

Долгожданную весть об ее окончании мы, школьники, узнали так. 9 мая во время урока открылась классная дверь, и тетя Маша Пичужкина прокричала: «Ребята! Чего вы здесь сидите? Война кончилась!» Занятия, конечно же, сразу прекратились. Мы всей оравой высыпали на улицу. А там уже полно народу. Всеобщая радость. Всеобщее ликование. Победа!

Николай Сачков, Зея.

Военные сто граммов хлеба

Когда началась война, я не помню — мне было 5 лет. Зато помню военное лихолетье, как мы голодали. Отец ушел на фронт, мы остались вдвоем с мамой, она работала. Запомнился хорошо один случай. Как-то осталась одна дома, захотела кушать. Зашла на кухню — на плите ничего, на столе тоже пусто, в серванте, кроме посуды, тоже ничего нет. Тогда я побежала к маме на работу: «Мама, займи мне 100 граммов хлеба, а завтра я получу хлеб на свою карточку и тебе отдам». Мы с мамой потом часто вспоминали об этом и обе плакали.

Мой дядя Костя, мамин младший брат, тоже воевал. Он пришел с войны красивый, стройный и очень много рассказывал про фронтовые будни. Как много погибло тогда молодых ребят. Конечно, они защищали Родину, но погибли такими молодыми. Слава им и вечная память!

Галина Абламская, Благовещенск.

Письмо с фронта

Мой отец Василий Никифорович Левшин вернулся с войны домой. Но прожил недолго — фронтовые раны дали о себе знать. Это письмо он написал маме 3 марта 1945 года. «Здравствуй, дорогая Надя. Пишу я тебе письмо из Восточной Пруссии. Мы находимся возле Кенигсберга, в самом фашистском логове. Как там дети? Осталось воевать немного.

Когда в России бой гремел,

Шла битва в Белоруссии,

Я ж говорил тогда тебе

Насчет Восточной Пруссии.

Я ж говорил, что мы еще

Пройдемся за границами,

На их земле сводить расчет

Последний будем с фрицами.

Все вышло так, дела идут,

На карту нынче глянем-ка.

На нашей улице — салют,

А на немецкой — паника…

…На том известие с фронтов

Пока что прекращаю.

Что ж о себе? Я жив-здоров,

Чего и вам желаю…

Михаил Левшин, Благовещенск.

Помни!

Чтоб связь времен сохранилась,

Не померкла она,

Помни павших героев,

Помни их имена.

Ценой жизни и смерти

Мир дарован стране.

Были горе и слезы

В этой страшной войне.

В День Великой Победы

Славим тех, кто живой,

Их так мало осталось

С той годины лихой.

Помни тружеников тыла,

Их тяжелые дни:

— Все для фронта, победы!

От зари до зари!

Вновь могуча Россия!

Ее доблесть — в веках!

Славы дедов достойны,

Память в наших сердцах.

Валентина Петренко, Благовещенск.

Возрастная категория материалов: 18+