В Интернете развернулись споры о том, кто больше виноват в этой скандальной истории: китайские продавцы, «которые совсем обнаглели», сами покупатели, которые «тоже порой ведут себя по-хамски, провоцируя китайцев». Досталось и милиции, которая якобы не хочет расследовать инцидент.
Очередной конфликт между российскими покупателями и продавцами из Поднебесной, которые и у нас, и на той стороне Амура случаются нередко, разрастается в Паутине все новыми подробностями и слухами. Есть даже опасение, что он может вызвать какой-нибудь надуманный «жест мести» среди агрессивно настроенных молодых людей по отношению к китайским гастарбайтерам. Вопросов и неясностей много. АП попыталась найти на них свои ответы.
Что хотят, то и творят?
Вчера в АП побывала героиня нашумевшей истории — благовещенка Елена Филиппова. Она рассказала нам предысторию конфликта, который в правоохранительных органах окрестили «делом трех китов».
— В торговом центре «Три кита» я бываю очень часто, знакома лично с некоторыми из китайских торговцев. В одном из отделов постоянно отовариваюсь уже три года, — рассказала молодая женщина.— В ту злосчастную субботу, 24 апреля, мы с мужем пришли сюда выбрать ему джинсы. По пути в проходе я обратила внимание на женский костюм. Продавец была занята — обслуживала женщину с ребенком. Я решила рассмотреть товар поближе, но случайно отцепились крепления. Манекен чуть было не упал, но я его удержала.
Казалось бы, что такого? Подобные ситуации бывают часто. Но происходящее почему-то сильно задело одного из китайских торговцев. Он подлетел, схватил женщину за плечи и стал трясти.
— Муж у меня человек очень спокойный и выдержанный. Он убрал руки разгневанного китайца, и мы уже хотели идти дальше, как вдруг я боковым зрением увидела, что китаец замахивается на меня палкой, — продолжила рассказ пострадавшая. — Все остальное происходило как в тумане. Боль пронизала мне голову, по лицу полилась кровь… Я видела, как китаец стал бить мужа палкой с железным наконечником. Виктор стал ее выхватывать. Другие торговцы из соседнего отдела усадили меня на стул, дали туалетную бумагу, чтобы вытереть кровь. Что меня поразило больше всего, так это равнодушие наших людей. Муж пытался дозвониться по сотовому в милицию и не давал китайцу выйти из отдела. Мимо проходили парни и, переступая через кровавое пятно на полу, рассуждали, что, мол, эти китайцы что хотят, то и творят. И при этом НИКТО не остановился и не спросил, чем нам помочь.
Когда будет дело?
Что было дальше? Прибыли сотрудники ППС и «скорая помощь». Китайские торговцы пытались мирно уладить конфликт. Предлагали подарки и большие деньги за возмещение морального и физического вреда. Но Елена Филиппова от всего отказалась. Супруги дали милиции показание и потребовали возбуждения уголовного дела в отношении обидчика. После этого «скорая» доставила потерпевшую с закрытой черепно-мозговой травмой в больницу, где ей поставили диагноз «сотрясение головного мозга» и наложили швы на рассеченный лоб.
Две недели женщина лечилась в стационаре. Сейчас продолжает амбулаторное лечение в поликлинике. И сама Лена, и ее близкие надеялись, что наглого иностранца, который, живя в чужой стране, позволяет так, не по-человечески, обращаться с покупателями, тут же задержат. Но этого не произошло. Почему? Это не единственный вопрос, который давно витает в воздухе.
Все случилось 24 апреля около трех часов дня. В этот же день Елена Филиппова написала заявление о возбуждении уголовного дела в отношении торговца, однако дело возбудили только 7 мая. Такая задержка вызвала много кривотолков среди обывателей. Милиции, как говорится, досталось по полной. Сюда, в отдел дознания ОМ-2 УВД по Благовещенску, за разъяснениями обратился спецкор АП.
— В бюро судебно-медицинской экспертизы (СМЭ) Елена Филиппова обратилась через два дня — 26 апреля. Медицинское обследование проводилось до 7 мая. А без заключения судебных медиков мы не могли принять объективное решение, — пояснила нам старший дознаватель Татьяна Егорова.
Итак, 7 мая, наконец, было возбуждено уголовное дело по ч. 1 статьи 116 УК РФ — нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий для здоровья. Народ негодует, почему иностранца не задержали и не посадили в СИЗО?
— Сразу же после инцидента торговец был задержан и опрошен сотрудниками ППС. С него были взяты показания. Но задерживать его надолго, помещать в изолятор временного содержания законных оснований не было. Китайца отпустили, записав предварительно все координаты, где его можно найти. Меру пресечения либо меру процессуального принуждения мы можем избрать только по уголовному делу. На момент, когда иностранец давал объяснения, у нас еще не было на руках акта судебно-медицинского обследования, — пояснила лейтенант милиции Егорова. — В настоящее время такой документ уже имеется в деле. Эксперты установили, что Елене Филипповой причинен легкий вред здоровью. Поэтому в дальнейшем уголовное дело будет переквалифицировано уже на ч. 1 ст. 115 УК РФ — умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности. По своему составу эта статья более тяжкая, чем 116. И наказание китайскому торговцу, избившему женщину, грозит более суровое.
Начальник ОМ-2 в пятницу сказал потерпевшей, что китайский торговец еще 4 мая уехал из Благовещенска на родину. АП вчера заверили в штабе УВД по Благовещенску, что китайский гражданин находится в Благовещенске. Где правда?
Продолжение истории читайте в ближайших номерах нашей газеты.
Волокиты не было
В Интернете вся эта история вызвала бурное обсуждение. В чем только не обвиняют милицию — в том, что они намеренно не возбуждают уголовное дело и хотят «замять» эту историю, в присвоении китайского ширпотреба и взятках. Для объективности мы поинтересовались мнением юристов.
— Упреки в адрес милиции, которые высказывают люди в Интернете, на мой взгляд, во многом необоснованны, — высказала АП свое мнение адвокат Алена Севостьянова, которая до адвокатской практики имела опыт работы в право-охранительных органах. — Действия китайского продавца, который в процессе ссоры с покупательницей ударил ее палкой, квалифицировали как ч. 1 ст. 116 УК РФ. А это статья частного обвинения. Возбуждать уголовное дело в таких случаях сотрудники милиции не имеют права — это не их компетенция. Дела частного обвинения — это компетенция мирового суда. Причем уголовное дело возбуждается судом только по заявлению потерпевшего, поданному мировому судье по месту совершения преступления.
Задача милиции — собрать первоначальный материал, то есть направить потерпевшего на освидетельствование в бюро СМЭ, установить круг причастных лиц, собрать со всех объяснение... После этого в установленный законом срок сотрудники должны направить гражданину письменное уведомление о том, что материал собран, в действиях обидчика имеется состав такого-то преступления, который является делом частного обвинения, поэтому вы вправе обратиться в суд с заявлением о возбуждении уголовного дела.
Теперь что касается судебно-медицинского освидетельствования, результатов которого дожидались пра-воохранительные органы. Выводы экспертов-медиков имеют главенствующее значение, потому что именно они определяют степень тяжести нанесенных побоев и причиненного здоровью вреда. То, что в милиции сначала возбудили уголовное дело по 116-й статье о побоях, вполне разумно. А когда потерпевшая предоставила акт освидетельствования, где эксперты констатируют, что это не просто побои, выразившиеся в физической боли и синяках, — это повреждения, которые причинили легкий вред здоровью с кратковременным его расстройством, появилось основание переквалифицировать статью. Милиция действовала в рамках закона.
С мнением, что негативные высказывания в адрес милиции по расследованию данного инцидента беспочвенны, согласились и в прокуратуре Благовещенска, где дело «трех китов» тоже сегодня на особом контроле.
— Мы согласны с тем, что негативные высказывания в адрес милиции по расследованию данного инцидента беспочвенны, — подтвердила помощник прокурора Благовещенска Ксения Харьковская. — Буквально на днях материалы из УВД города поступали к нам на согласование. Мы их проверяли. Прокурор дал согласие на возбуждение уголовного дела по статье 116. На наш взгляд, первичная проверка была проведена сотрудниками милиции объективно. Однако без заключения судебно-медицинской экспертизы дознание не могло определить квалификацию данного дела. При этом никакой волокиты или халатности со стороны органов дознания не было.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии