Такие дети не могут дождаться своей очереди во время игры или в общей бесе­де — выкрикивают ответ, не дослушав вопроса, плохо конт­ролируют свои эмоции и реакцию на происходящее. Что делать с этими вечно орущими, бегущими и хватающими все подряд сорванцами? Наказывать? Воспитывать? «Лечить, хвалить и правильно кормить!» — говорит наука.

Кто-то скажет: «Подумаешь, шустрый ребенок. Перерастет!» Проблема гораздо серьезнее, чем кажется на первый взгляд. Гиперактивные дети чаще, чем их ровесники, попадают в неприятные истории, получают различные травмы, убегают из дома, бросают школу.

— С ними очень тяжело совладать на уроках, — говорит учитель начальных классов 11-й школы Благовещенска Наталья Горская. — Им все время необходимо внимание, их надо чем-то занимать, чтобы не мешали другим ученикам, и на перемене за ними надо приглядывать. В принципе такие дети не глупее остальных, но учатся хуже, потому что неусидчивы, невнимательны и в то же время упрямы, неуживчивы. Делать замечания и записи в дневниках бесполезно — это дорога в никуда.

Но как же совладать с таким живчиком, чтобы у него появился интерес к учебе и он вырос нормальным человеком? Опытный педагог Горская выделила пять важных правил, которые мамам-папам и бабушкам-дедушкам надо соблюдать.

Чаще хвалите

— Главное — гиперактивного ребенка надо очень часто хвалить. В 5 раз чаще, чем делать ему замечания! Причем хвалить надо целенаправ­ленно, всегда объясняя, за что конкретно. Например: «Какой ты молодец, что сам убрал свои игрушки (помог маме вынести мусор или пропылесосил комнату, погулял с собакой)!»

Распорядок дня

— Он важен для любого ребенка, а для гиперактивных детей — особенно. Родители должны расписывать распорядок каждого дня: что ребенок будет делать сначала, что потом, когда и как отдыхать.

Спокойствие и только спокойствие…

— Спокойно, но настойчиво требуйте, чтобы ребенок выполнял расписание своего дня. И как бы он ни возмущался, ни нервировал вас, сдержи­вайте эмоции. Ваша реакция возбудит его еще больше. Свои требования и просьбы излагайте чет­ко, понятно и бесстрастно. Не спрашивайте: «Почему ты никогда не слушаешь объяснения учителя?» Скажите: «Тебе надо слушать, когда учитель объясняет».

Вознаграждение

— Повысить слабую мотивацию к учебе гиперактивного ребенка можно вознаграждением. За лю­бую хорошо выполненную работу и за хорошее поведение учителям нужно поощрять живчиков. Например, учитель может назначить Ваню или Олю-непоседу своим помощником. Или наградить такого ученика (если он, конечно, это заслужил) правом выбрать себе парту. Можно написать похвальную запись в дневнике: «Хорошо вел себя сегодня в школе!». А родители могут тоже отметить успех приятными пустяками, например подарить смешной ластик или недорогую безделушку.

Кто виноват

Что вызывает синдром дефицита внимания и гиперактивности? Исследователи установили, что расстройство связано с дефектом нескольких генов. В результате в мозге вырабатывается мало допамина (вещество, управляющее процессами торможения) и много норадреналина, который вызывает излишнее возбуждение.

Гиперактивность могут вызывать также курение матери и прием алкоголя во время беременности, недоношенность младенца в сочетании с кровоизлиянием в мозг.

Агрессивность, окружающая ребенка, педагогическая негибкость приводят к тому, что СДВГ «расцветает».

Одной из причин гиперактивности может быть также разрастание дрожжевых бактерий в кишечнике в результате длительного или частого применения антибиотиков. Един­ственное радикальное средство от этой напасти — восстановить нормальную мик­рофлору кишечника.

Орехи вместо хот-дога

Современные исследователи все чаще получают результаты, подтверждающие древнюю истину: пища и ее качество во многом влияют на поведение ребенка. В Амурском областном центре медицинской профилактики подсказали «диету для нервов».

— Есть вещества — защитни­ки и строители нервной систе­мы. К таким относятся холин и лецитин. Они содержатся в печени, яйцах, рыбе, молоке… Эти продукты считаются «пищей для мозга», — рассказала главный врач Наталья Фатьянова.

Не все дети соглашаются есть пе­чень или рыбу. А у кого-то еще и невосприимчивость к молоку...

— В таком случае можно купить добавки лецити­на или холина в аптеке и подсыпать в суп, — советует Наталья Сергеевна. — Гиперактивные дети должны ежедневно получать с пищей полноценные белки, богатые аминокислотами. Все самое важное в организме построено из белков, в том числе и нейро-трансмиттеры — вещества, обес­печивающие передачу нервных импульсов от одной клетки к другой, с которыми у гиперак­тивных детей большие пробле­мы. Очень важны для нервной системы витамины группы В. Гиперактивным детям их чаще всего не хватает. Если ребенок не принимает ежедневно хоро­ший поливитамин, стоит да­вать ему по крайней мере ком­плекс В-витаминов.

По словам специалистов, родителям детей, страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), нужно всерьез побеспокоиться о том, чтобы в рационе ребенка было достаточно магния. Этот микроэлемент нужен и для спокойного сна, и для нормального метаболизма глюкозы. А дефицит магния очень распространен, особенно среди тех, кто много ест сладостей и так называемой «мусорной пи­щи»: чипсов, попкорна, гамбургеров, хот-догов… К тому же многие лекарства, включая антибиотики, тоже истощают запасы магния в организме.

Богаты магнием оре­хи, семечки, какао, гречка, рожь, овес, бо­бовые, включая арахис, а также печеный картофель, бананы, шпинат и другая зелень.

Потребность в магнии со­ставляет 180 мг в сутки для де­тей 4—8 лет и 240 мг — 9—13 лет. Тарел­ка гречневой каши дает поло­вину суточной нормы магния, миска овсянки или печеная кар­тофелина — примерно пятую часть нормы, а если получать весь магний из бананов, то их при­дется съесть 8 штук. На второй завтрак или полдник таким детям можно ежедневно давать горсть орехов или очищенных семечек и стакан минералки.

Возрастная категория материалов: 18+