Такие дети не могут дождаться своей очереди во время игры или в общей беседе — выкрикивают ответ, не дослушав вопроса, плохо контролируют свои эмоции и реакцию на происходящее. Что делать с этими вечно орущими, бегущими и хватающими все подряд сорванцами? Наказывать? Воспитывать? «Лечить, хвалить и правильно кормить!» — говорит наука.
Кто-то скажет: «Подумаешь, шустрый ребенок. Перерастет!» Проблема гораздо серьезнее, чем кажется на первый взгляд. Гиперактивные дети чаще, чем их ровесники, попадают в неприятные истории, получают различные травмы, убегают из дома, бросают школу.
— С ними очень тяжело совладать на уроках, — говорит учитель начальных классов 11-й школы Благовещенска Наталья Горская. — Им все время необходимо внимание, их надо чем-то занимать, чтобы не мешали другим ученикам, и на перемене за ними надо приглядывать. В принципе такие дети не глупее остальных, но учатся хуже, потому что неусидчивы, невнимательны и в то же время упрямы, неуживчивы. Делать замечания и записи в дневниках бесполезно — это дорога в никуда.
Но как же совладать с таким живчиком, чтобы у него появился интерес к учебе и он вырос нормальным человеком? Опытный педагог Горская выделила пять важных правил, которые мамам-папам и бабушкам-дедушкам надо соблюдать.
Чаще хвалите
— Главное — гиперактивного ребенка надо очень часто хвалить. В 5 раз чаще, чем делать ему замечания! Причем хвалить надо целенаправленно, всегда объясняя, за что конкретно. Например: «Какой ты молодец, что сам убрал свои игрушки (помог маме вынести мусор или пропылесосил комнату, погулял с собакой)!»
Распорядок дня
— Он важен для любого ребенка, а для гиперактивных детей — особенно. Родители должны расписывать распорядок каждого дня: что ребенок будет делать сначала, что потом, когда и как отдыхать.
Спокойствие и только спокойствие…
— Спокойно, но настойчиво требуйте, чтобы ребенок выполнял расписание своего дня. И как бы он ни возмущался, ни нервировал вас, сдерживайте эмоции. Ваша реакция возбудит его еще больше. Свои требования и просьбы излагайте четко, понятно и бесстрастно. Не спрашивайте: «Почему ты никогда не слушаешь объяснения учителя?» Скажите: «Тебе надо слушать, когда учитель объясняет».
Вознаграждение
— Повысить слабую мотивацию к учебе гиперактивного ребенка можно вознаграждением. За любую хорошо выполненную работу и за хорошее поведение учителям нужно поощрять живчиков. Например, учитель может назначить Ваню или Олю-непоседу своим помощником. Или наградить такого ученика (если он, конечно, это заслужил) правом выбрать себе парту. Можно написать похвальную запись в дневнике: «Хорошо вел себя сегодня в школе!». А родители могут тоже отметить успех приятными пустяками, например подарить смешной ластик или недорогую безделушку.
Кто виноват
Что вызывает синдром дефицита внимания и гиперактивности? Исследователи установили, что расстройство связано с дефектом нескольких генов. В результате в мозге вырабатывается мало допамина (вещество, управляющее процессами торможения) и много норадреналина, который вызывает излишнее возбуждение.
Гиперактивность могут вызывать также курение матери и прием алкоголя во время беременности, недоношенность младенца в сочетании с кровоизлиянием в мозг.
Агрессивность, окружающая ребенка, педагогическая негибкость приводят к тому, что СДВГ «расцветает».
Одной из причин гиперактивности может быть также разрастание дрожжевых бактерий в кишечнике в результате длительного или частого применения антибиотиков. Единственное радикальное средство от этой напасти — восстановить нормальную микрофлору кишечника.
Орехи вместо хот-дога
Современные исследователи все чаще получают результаты, подтверждающие древнюю истину: пища и ее качество во многом влияют на поведение ребенка. В Амурском областном центре медицинской профилактики подсказали «диету для нервов».
— Есть вещества — защитники и строители нервной системы. К таким относятся холин и лецитин. Они содержатся в печени, яйцах, рыбе, молоке… Эти продукты считаются «пищей для мозга», — рассказала главный врач Наталья Фатьянова.
Не все дети соглашаются есть печень или рыбу. А у кого-то еще и невосприимчивость к молоку...
— В таком случае можно купить добавки лецитина или холина в аптеке и подсыпать в суп, — советует Наталья Сергеевна. — Гиперактивные дети должны ежедневно получать с пищей полноценные белки, богатые аминокислотами. Все самое важное в организме построено из белков, в том числе и нейро-трансмиттеры — вещества, обеспечивающие передачу нервных импульсов от одной клетки к другой, с которыми у гиперактивных детей большие проблемы. Очень важны для нервной системы витамины группы В. Гиперактивным детям их чаще всего не хватает. Если ребенок не принимает ежедневно хороший поливитамин, стоит давать ему по крайней мере комплекс В-витаминов.
По словам специалистов, родителям детей, страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), нужно всерьез побеспокоиться о том, чтобы в рационе ребенка было достаточно магния. Этот микроэлемент нужен и для спокойного сна, и для нормального метаболизма глюкозы. А дефицит магния очень распространен, особенно среди тех, кто много ест сладостей и так называемой «мусорной пищи»: чипсов, попкорна, гамбургеров, хот-догов… К тому же многие лекарства, включая антибиотики, тоже истощают запасы магния в организме.
Богаты магнием орехи, семечки, какао, гречка, рожь, овес, бобовые, включая арахис, а также печеный картофель, бананы, шпинат и другая зелень.
Потребность в магнии составляет 180 мг в сутки для детей 4—8 лет и 240 мг — 9—13 лет. Тарелка гречневой каши дает половину суточной нормы магния, миска овсянки или печеная картофелина — примерно пятую часть нормы, а если получать весь магний из бананов, то их придется съесть 8 штук. На второй завтрак или полдник таким детям можно ежедневно давать горсть орехов или очищенных семечек и стакан минералки.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии