По статистике, амурчане съедают больше хлеба, чем жители других регионов России.По статистике, амурчане съедают больше хлеба, чем жители других регионов России.

Хлебный мир

То, что хлеб — всему голова, благовещенский предприниматель Александр Володин понял десять лет назад. Тогда, торгуя мукой и мучными изделиями, он рискнул вложиться в покупку оборудования и открыл собственную пекарню, которая стала еще одним из направлений бизнеса.

— Начинали пробные выпечки с двухсот килограммов, продавали их в собственных магазинах. Затем стали заключать договоры на поставку хлебобулочных и кондитерских изделий другим потребителям, расширили бизнес. Сегодня производим более трех тонн хлебобулочных изделий в сутки, которые продаем в собственных магазинах, а также поставляем по госконтрактам, — рассказывает Александр Владимирович.

Сейчас ассортимент пекарни включает более ста наименований изделий. Хлебобулочных из них — полтора десятка, а самого хлеба — пять видов. «Украинский», «бородинский», «гражданский», высшего и первого сортов — вот и все хлебное разнообразие. Здесь, как и в 80 процентах амурских пекарен, работают на несколько массовых видов хлеба, не делая эксклюзивных его видов. Хотя возможность для расширения ассортимента есть.

— Есть и наработки, есть и специалисты. Весь вопрос — в реализации данной продукции. К тому же у нас привыкли считать, что хлеб должен быть дешевым. Если мы начнем производить не продукцию массового спроса, а эксклюзивные виды хлеба, его просто не будут брать, мы будем вынуждены закрыть производство, — считает Александр Владимирович.

Сдобный профиль

Хлебный портрет Амурской области уникален. Если на западе страны 80 процентов стратегического продукта пекут на хлебозаводах, то в Приамурье крупное хлебопекарное производство практически отсутствует. Девять из десяти булок амурского хлеба испечено руками представителей малого бизнеса.

Несмотря на то что, по статистике, амурчане съедают больше хлеба, чем остальные россияне, в последние годы количество хлебопекарных предприятий на амурской земле стабильно сокращается, падает и производство хлеба. Меняется и структура питания, в которой хлеб занимает все меньше места. Ежегодно снижение объемов продажи стратегического продукта колеблется от 4 до 6 процентов в год, утверждает руководитель регионального министерства внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Ольга Лиштаева.

Цена выживания

Основную долю затрат в стоимости булки хлеба составляют расходы на сырье, транспортные услуги и электроэнергию. Примерно треть — зарплата пекарям и налоги. Практически все пекарни балансируют на грани выживания. По словам представителей амурской ассоциации хлебопеков и кондитеров, 5—7-процентная рентабельность для производителей хлеба считается уже очень высокой.

— Наша пекарня не убыточна только потому, что мы можем вливать в нее деньги из других видов деятельности. Хотя, скажу откровенно, мне выгоднее было бы отдать помещение в аренду. Для того чтобы пекарня постоянно работала, нужно держать в запасе как минимум несколько вагонов муки. То есть отвлечь из оборота около трех миллионов рублей. Не у каждого есть в свободном распоряжении такие деньги, — говорит Александр Володин.

Хлебопеки открыто признаются, что жить на одном лишь хлебе невозможно. Практически для всех производителей выпечка является лишь одним из видов деятельности, как правило — не основным.

Копейкой по качеству

Стоимость булки хлеба в Амурской области — одна из самых низких в России. Так, амурская сдоба в два раза дешевле, чем в среднем по стране, а хлеб высшего сорта — почти на четверть. При этом мука для выпечки этих видов продукции заво-зится из Западной Сибири и Алтая.

— Наша особенность в том, что в конкурентной борьбе учитывается только один фактор — ценовой. Конкуренция пошла исключительно по линии цены, но не качества. Отчасти это хорошо для потребителя. Но бизнес вынужден работать на грани рентабельности, снижать издержки, пытаясь сэкономить на всем, на чем можно и нельзя. В итоге отсутствует система контроля и страдает качество: сегодня хлеб может получиться хорошим, а завтра не получится вообще, — считает начальник отдела пищевой и перерабатывающей промышленности амурского минсельхоза Елена Романова.

— Мы не только не повышаем, но и снижаем цену на хлеб, при растущей стоимости его производства. За год цена снизилась на рубль-полтора. Мы вынуждены на это идти из-за конкуренции, чтобы хоть как-то реализовать продукцию. Все понимают, что это никому не идет на пользу, но другого выбора нет, — признался в разговоре с корреспондентом «АП» один из амурских хлебопеков.

Деньги в печи

До сих пор системного подхода у власти к вопросам хлебопечения не было: о хлебопеках вспоминали лишь во время роста цен. Неделю назад на встрече с хлебопеками в рамках «АмурЭкспоФорума» побывал амурский губернатор Олег Кожемяко. Итогом встречи стало обещание невиданной прежде государственной поддержки, направленной на коренную модернизацию производства.

В том, что вопрос модернизации назрел, уверены и сами хлебопеки. Фактически единственным путем повышения рентабельности становится снижение издержек — главным образом на электроэнергию. Однако у большинства предпринимателей на покупку нового оборудования попросту нет денег. Современная печь обойдется в полтора миллиона рублей. Купить ее самостоятельно практически невозможно. С появлением профильной программы развития отрасли хлебопечения, которая будет сверстана уже к сентябрю нынешнего года, ситуация должна коренным образом измениться.

Модернизация булки

Впрочем, эксперты уверены, что в дальнейшем хлебопекам придется работать на сужающемся рынке. Потребление хлеба падает, а это показатель того, что настала пора обратить внимание на маркетинг, презентацию булки.

— Хлебопеки нарушили теорию и практику маркетинга, — уверен эксперт консалтинговой организации «Прогноз» Андрей Конюшок. — Сейчас, чтобы выжить, им нужно внедрять новые рецепты, производить хлеб высокого качества, рекламировать, продвигать его и выводить инновационный товар на рынок. Те хлеба, которые приносят маленький доход или убыток, нужно постепенно выводить из производства, потому что поднять цену на них по-прежнему будет невозможно.

Такая позиция находит подтверждение и в статистике областного правительства. Развитие рынка происходит в основном за счет нетрадиционных сортов с более сложной рецептурой, с добавками злаков, диетического и диабетического хлеба. В то же время потребление социальных сортов остается неизменным на протяжении нескольких лет.

Накануне был проведен очередной смотр качества хлеба. Образцы для оценки были закуплены в торговой сети, а не были, как раньше, предоставлены производителями. Результаты поразили: на прилавках за хлеб высшего сорта выдавалась продукция более низкого качества. Выход эксперты видят в создании сильных хлебных брендов, каким, например, является «Бородинский» хлеб компании «МиС» из Серышева. Несмотря на то что производитель будет вынужден нести затраты на упаковку и раскрутку торговой марки, это позволит обозначить качественный продукт, при покупке которого цена является вторичным фактором.

Мнение

Олег Кожемяко, губернатор Амурской области:

Решено, что в рамках программы по развитию малого и среднего предпринимательства на 2011-2012 годы будет разработано новое направление по развитию хлебопечения. Это будет действенный механизм, который можно реально применять на практике. Сразу хочу подчеркнуть, что вопрос прямых дотаций производителям хлеба мы сразу же снимаем.

Мы можем предусмотреть субсидирование до 95 процентов банковской ставки по кредитам, направленным на модернизацию хлебопекарной промышленности. Причем не по ставке рефинансирования, а по всему объему ставки банка. Для предприятий, которые пошли на модернизацию производства, можно предусмотреть удешевление энерготарифа на определенный период, чтобы через какое-то время после модернизации они за счет новейших схем вышли на энергосбережение. То есть не просто так – мы удешевим тариф для всех, сядем на печь, уснем и ноги свесим. Такого не будет.

Задача любого бизнеса — получать прибыль. Внедрив новые технологии, хлебопеки получат возможность больше зарабатывать. Сейчас мир очень уверенно идет в этом направлении. Предлагается много и западного, и отечественного оборудования, имеющего совершенно другие затраты по энергетике, нежели печи, произведенные даже десять лет назад.

Еще одним вопросом, касающимся развития хлебопекарной отрасли, который меня серьезно заботит, является вопрос потребления муки, произведенной из амурской пшеницы. Нужно заложить основу, которая даст нам гарантированное потребление амурской муки: новые сорта, технология посева, переработки, отсрочка платежей, возможно, субсидии потребителям муки из нашей пшеницы.

Возрастная категория материалов: 18+