Не уложившись в первоначально установленный срок — до конца 2010 года, управляющие компании и подрядчики обязуются завершить все работы до наступления весеннего тепла. Насколько реальны такие цели и какие механизмы работают при реализации федеральной программы — об этом наш разговор с советником главы администрации Благовещенска Николаем Коренцом.
— Николай Юрьевич, в прошлом году Благовещенску впервые были выделены федеральные деньги на проведение капремонта в жилых домах. Однако год закончился, но во многих из этих домов ремонт до сих пор не завершен. На каком этапе сейчас процесс?
— По итогам 2010 года только три управляющие компании в полном объеме завершили все работы на пяти многоквартирных домах. В ближайшее время этот список прирастет еще тремя домами, которые практически готовы к сдаче. Все остальные работы будут завершены в первом квартала 2011 года. Такую задачу поставил перед управляющими компаниями глава администрации Николай Неведомский, и управляющие организации взяли на себя такое обязательство.
— Москва не отзовет не освоенные вовремя деньги?
— Нет, этого не произойдет. Все средства уже дошли до конечного получателя. Более 60% этих денег подрядными организациями освоено. Сегодня из 151 миллиона рублей, выделенных на реализацию программы, подрядчикам перечислено 92 миллиона.
— Что помешало уложиться в сроки?
— Причин, как всегда, немало. Многие из них объективные. Например, деньги на счета управляющих компаний поступили только в сентябре, а в конце сентября уже начался отопительный период. Возникли сложности с организацией ремонта системы отопления. Определенное время ушло на проведение комиссионного отбора подрядных организаций. Подобные процедуры ведь проводятся в соответствии c требованиями регламента. Среди субъективных причин — недостаточная ответственность со стороны некоторых управляющих компаний, неумение проконтролировать подрядные организации. Там, где был контроль, сроки выдерживались гораздо более аккуратно. В целом все это было ожидаемо, но по некоторым пунктам мы имеем весьма неплохие результаты. Хороший показатель по монтажу лифтов. Из 17 лифтов, подлежащих замене, уже смонтировано 12.
— Как такие темпы работы оценили в федеральном Фонде содействия реформированию ЖКХ?
— Фонд подвел предварительные итоги реализации программы капитального ремонта в субъектах Российской федерации за 2010 год, выявил регионы как с самыми низкими, так и с самыми высокими показателями. Амурской области нет ни в передовиках, ни в отстающих. Мы где-то посередине.
— Для областного центра это первый опыт массового капремонта в жилых домах. Кроме темпов выполнения работ, много ли возникало проблем и с чем они были связаны?
— Действительно, в таких масштабах и за счет государства в городе капитальный ремонт никогда не делался. Отсутствие опыта также сказалось на сроках реализации программы. Однако поступало в администрацию и много других самых разнообразных жалоб. Люди неделями сидели без воды, без канализации, без тепла. В большинстве случаев это происходило из-за нерадивости подрядчиков, отсутствия жесткого контроля со стороны управляющих компаний. Основные жалобы были связаны с неудовлетворительным качеством работ.
— Почему столько претензий к качеству? В городе недостаточно квалифицированных специалистов, которым можно было бы поручить такое ответственное дело?
— Наверное, отчасти это так. Строительная отрасль не финансировалась много лет. На рынке сейчас много случайных людей, неквалифицированных, недобросовестных. Ведь сегодня, в соответствии с федеральным законодательством, большинство видов строительных, отделочных работ не лицензируется. К сожалению, понять сущность подрядчика можно, только вступив с ним в договорные отношения. А осваивая федеральные деньги, долго выбирать не приходится. Кто предложил наименьшую смету, тот и выиграл конкурс.
— Какие санкции применяются к недобросовестным подрядчикам?
— Управляющие компании составляют договор, в котором прописаны санкции за нарушение сроков, плохое качество и так далее. Все регулируется договорными отношениями между заказчиком и подрядчиком. По-другому быть не может. Все, что касается контроля над работой управляющих организаций, он обеспечивается администрацией. У нас нет ни единого случая, когда управляющие компании не представили бы собственникам акты приемки работ для утверждения. Без подписи собственников управление ЖКХ такие акты не согласовывает. Отмечу, что, несмотря на периодически возникающие проблемы, критических ситуаций пока не возникало. Во всяком случае ни по одному дому смены подрядчика не произошло. На всех этапах — от отбора подрядных организаций до приемки домов — администрация осуществляла непрерывный контроль над ходом работ, неоднократно выезжал на объекты глава администрации Николай Неведомский.
— Будет ли возможность у благовещенцев и дальше принимать участие в программе капитального ремонта?
— Теоретически такая возможность существует. Деятельность федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ продлена до 2013 года. Все зависит от того, будут ли до Амурской области доведены новые лимиты федеральных средств и будут ли в дальнейшем распределены на город Благовещенск.
— Если такая возможность представится, как жителям подготовиться к борьбе за право на ремонт в своем доме?
— 185-й Федеральный закон четко прописал условия включения домов в программу капитального ремонта. Собственникам обязательно нужно выполнить следующие условия: создать ТСЖ в своем доме или заключить договор управления с управляющей компанией (то есть отказаться от способа непосредственного управления домом). Нужно провести общее собрание жильцов и запротоколировать принятое решение о проведении капитального ремонта. В законе перечислены 5 разрешенных видов ремонта: подвалы, фасады, лифты, крыши, внутридомовые инженерные сети. Затем следует утвердить примерную стоимость ремонта, утвердить решение о пятипроцентном софинансировании этих работ самими собственниками и решение об участии в муниципальной адресной программе.
Как показал опыт, многие жильцы домов, принявшие решение о проведении капремонта, не исполняют взятые на себя обязательства по софинансированию работ, хотя это является обязательным условием включения дома в программу. Считаю, было бы правильным включать в программу те дома, собственники которых заранее позаботились о сборе средств.
Альтернативный капремонт
— Какой процент жилищного фонда города нуждается сегодня в капитальном ремонте?
— В городе сегодня 1238 многоквартирных домов. По данным управления ЖКХ, 784 из них требуют капитального ремонта. Это чуть более 60% от общего количества. Однако стоит помнить о том, что механизмы принятия решения о капитальном ремонте кардинально поменялись. Если раньше существовали ведомственные строительные нормы, которые четко регламентировали срок эксплуатации дома, по истечении которого требовался капитальный ремонт, то сейчас основанием для принятия решения о проведении капремонта является акт осмотра общего имущества. Осмотр должны организовать сами собственники. Его они могут провести сами либо поручить управляющей компании, правлению ТСЖ, обслуживающей организации, жилищной инспекции. Вариантов масса. Другой вопрос — кто будет финансировать эти работы? Стоимость комплексного ремонта дома исчисляется миллионами рублей. Хорошо, если есть федеральные средства. Если же их нет, даже несколько сотен тысяч рублей, распределенные между всеми жильцами, для них неподъемная ноша.
— Есть ли какие-то альтернативные способы организовать в доме капремонт?
— Только делать его частями. Сгнило полностью инженерное оборудование — собрать деньги, заменить. Может быть, привлечь управляющие компании, договориться сделать работы в кредит. Но здесь возникает другая проблема. У людей менталитет еще не до конца подстроился под рыночные отношения. Многие до сих пор не осознают, что подъезды, подвалы, крыши — это совместное имущество всех жильцов. Нередко можно услышать странные заявления: «На ремонт крыши я сдавать деньги не буду, потому что живу на первом этаже и меня не топит». Пока у людей не изменится отношение к своей собственности, сложно говорить о том, что движение вперед будет быстрым. В то же время реализуемая в городе программа капитального ремонта дала возможность управляющим компаниям, ТСЖ отработать механизмы финансирования капитального ремонта в условиях нового жилищного законодательства, а самим жителям реально улучшить состояние своих домов и комфортность проживания. Этот опыт очень полезен и наверняка будет востребован в дальнейшем.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии