Об этих и других ситуациях рассказала уполномоченный по правам человека в Амурской области Любовь Хащева, которая побывала в гостях у АП.
ТРУДНЫЙ «УРОЖАЙ»
— Любовь Сергеевна, расскажите о самых интересных обращениях в вашей практике. Какое дело было самым долгим?
— В прошлом году у нас, наконец, получили материальную и моральную компенсацию люди, которые пытались добиться справедливости почти десятилетие. Помните, еще в 1990-е годы, когда в магазинах ничего не было, государство выпустило чеки «Урожай» — людям предлагали сдавать сельхозпродукцию в обмен на чеки. По ним через год или два можно было приобрести бытовую технику или даже автомобиль. После распада Советского Союза государство отказалось выполнять свои обязательства по этим чекам. Несколько жителей Тамбовского района начали с районного суда и дошли до Европейского суда по правам человека.
Пока длились разбирательства, государство успело взять на себя обязательства рассчитаться с людьми по этим чекам. Но суд учел, что заявители — далее цитирую решение Европейского суда: «должны были пережить беспокойство и разочарование из-за длительной неспособности властей разработать процедуру для урегулирования их права», поэтому суд, помимо того, что государство все выплатило по облигациям, присудил выплатить пострадавшим тамбовчанам в общей сложности по 5 тысяч евро. И в прошлом году им все эти выплаты были произведены.
— Амурчане часто обращаются в Европейский суд по правам человека?
— Мы только даем адрес и образцы формуляров, которые нужно заполнить, но не отслеживаем специально, чем заканчиваются намерения людей. За документами приходят многие, но не все доводят дело до конца. Знаю, что несколько жалоб в Страсбурге объявлены приемлемыми, т. е. их приняли к рассмотрению.
ЕВРОПА НАС НЕ ПОНИМАЕТ
— Вы общаетесь с коллегами из других стран? Отличаются проблемы, с которыми там граждане обращаются к правозащитникам?
— Да, я встречаюсь с зарубежными коллегами на конференциях, мы обмениваемся мнениями. В чем они не могут понять нас? Не решается проблема — человек обращается в суд. Суд вынес решение в пользу человека, а судебное решение не исполняется. Для них это совершеннейшая дикость — как может не исполняться судебное решение?
Второй момент. В той же Германии, например, ни одно должностное лицо не позволит себе невнимательного отношения к человеку, потому что будет вызван негативный общественный резонанс, в том числе со стороны СМИ, и чиновник больше не сможет занимать свою должность.
— В чем-то схожи проблемы?
— Есть вопросы, которые удается решать только сообща, с привлечением международного сообщества, и даже ООН. К нам обратился азербайджанец, являвшийся гражданином Грузии. Он там долгое время жил, потом приехал в Амурскую область. У него истек срок действия паспорта, он хотел бы принять гражданство РФ. Но для этого нужно отказаться от гражданства Грузии, а это определенная процедура.
Дипломатических отношений с Грузией у нас сегодня нет, посольства нет.
Поехать в Москву и решить эти проблемы он не может — не позволяют средства. Пришлось нам обратиться в посольство Швейцарии, где есть секция интересов Грузии, и только оттуда удалось получить документы, которые нужно заполнить, чтобы отказаться от грузинского гражданства.
Причем все бумаги — на грузинском языке, и заполнять их надо тоже на грузинском языке, в том числе писать автобиографию и так далее. А этот человек азербайджанец, он не знает грузинского.
Он обратился в бюро переводов, где ему помогли составить тексты на грузинском. Дальше выяснилось, что пошлину нужно заплатить в лари. Ни один наш банк в лари перевод не принимает, почтового сообщения с Грузией тоже нет. Через своих знакомых он договорился, чтобы они в Грузии заплатили пошлину в лари, потом передали квитанцию в Москву, а уже потом — в Благовещенск. Вот такая проблема — наследство бывшего СССР.
Эта тема даже стала предметом специального обсуждения на встрече с представителем Управления верховного комиссара по правам беженцев ООН Геше Карренброк, которая в конце марта посетила нашу область.
«ПРИМИТЕ МЕНЯ В ПРОФСОЮЗ!»
— Были в вашей практике смешные или необычные случаи?
— В прошлом году к нам обратилась женщина с жалобой, что ее отказываются принимать в члены профсоюза, нарушая ее конституционное право. Мы обращались к председателю этой организации, в Федерацию профсоюзов области, в прокуратуру, которая, в свою очередь, в интересах прав заявительницы обратилась в суд. И только после вмешательства службы судебных приставов женщину приняли в члены профсоюза.
— Люди часто борются за свои права до конца?
— Да, и такие люди однозначно заслуживают уважения. У нас был случай — пришел к нам бывший осужденный. Находясь в колонии, он работал в магазине за колючей проволокой продавцом. С ним оформили трудовой договор, но когда он освободился условно-досрочно, предприниматель решил не выплачивать ему денег за отработанное время. Бывший заключенный подал в суд, а предприниматель оформил встречный иск — что с осужденным не должны были вообще заключать договор. Суды первой и второй инстанции приняли сторону работодателя. Истец пришел к нам, и надо было видеть его глаза: «Да, я пришел с зоны, но я же человек! Почему со мной так обращаются?» Наш консультант посоветовал ему обратиться в суд с надзорной жалобой, сам присутствовал на процессе и обратил внимание суда на то, что данные факты можно отнести к трудовому рабству. Дело вернули на новое рассмотрение. В результате этому человеку возместили не только заработную плату, но и моральный вред.
СТАРИКИ НА УЛИЦЕ
— Есть те, кому не удается помочь?
— Самыми грустными являются дела наших стариков. Добрые старики оформляют дарственные на квартиры своим детям и внукам, а те потом бабушек и дедушек выгоняют на улицу. Недавно была ситуация: бабушка подарила квартиру внуку, он женился, и невестка создала бабушке такие условия, что та сама готова из этой квартиры бежать. Она идет к нам: «А я могу назад на себя квартиру переоформить?» Нет, собственность уже подарена. Если вы написали завещание, его можно изменить, а дарственную — нет. Вот вы подарили на день рождения коробку конфет, конфеты съели, а через день вы говорите: давайте мне их обратно! Есть разные варианты — можно оформить договор пожизненной ренты, завещание. Либо в договоре дарения можно отдельно прописать дополнительные условия.
— То есть старики у нас юридически неграмотны и их родственники этим пользуются?
— У нас была дичайшая ситуация — у пожилой женщины сгорел дом. У нее в собственности был хороший земельный участок, и соседи предложили: мы купим у вас землю, а вы на эти деньги сможете приобрести жилье в общежитии. Так как бабушка преклонного возраста, она решила оформить покупку не на себя, а на дочь. А у дочери в то время случилась невероятная любовь. И она подарила эту жилплощадь своему молодому человеку, с которым даже не состояла в браке. В итоге и мать, и дочь остались без крыши над головой. Старушку приютила та самая семья, которая купила у нее землю. Они обращались к нам — а что тут сделаешь? Ничего, к сожалению.
Также, к сожалению, зачастую невозможно оказать помощь людям, не знающим свои процессуальные права и обратившимся к нам по прошествии суда кассационной, а иногда и надзорной инстанции. В этом случае граждане испытывают разочарование в судебной системе, хотя виной случившемуся — их правовая неграмотность.
ПОД ЗАЩИТОЙ ЗАКОНА
— Правозащитников нужно от чего-то или от кого-то защищать или вы надежно защищены?
— Не скажу, что так во всех регионах, но в Амурской области ни одно из наших обращений не остается без внимания. И такого, чтобы кто-то мне говорил: в это дело не вмешивайтесь, сюда не лезьте — тоже не было. Тем не менее мы внесли в областной закон об уполномоченном по правам человека отдельное положение об ответственности должностных лиц за воспрепятствование деятельности уполномоченного. И в законе «Об административной ответственности в Амурской области» есть статья о штрафе за это нарушение. То есть мы защищены законом.
— Вы пропускаете через себя такие истории жизненные — как это все можно пережить? Вы рассказываете, и плакать хочется.
— Иногда и я плачу. Но вообще, хоть это прозвучит жестоко, я стараюсь не становиться на чью-то сторону. Сначала нужно выяснить все обстоятельства дела и посмотреть, чем можно помочь.
«К НАМ ИДУТ, КОГДА НЕ ЗНАЮТ, КУДА ОБРАТИТЬСЯ»
Согласно закону, к уполномоченному по правам человека обращаются граждане, уже прошедшие все инстанции и не удовлетворенные результатами. «У нас больше половины обратившихся — это люди, которые нуждаются в элементарной юридической консультации, — отмечает Любовь Хащева. — Они нуждаются в элементарной правовой помощи. Большей частью мы работаем с людьми, которые оказались в трудной жизненной ситуации, не знают, куда пойти, и мы им подсказываем, как ту или иную ситуацию разрешить».
Уполномоченный по правам человека в Амурской области:
адрес: 675000, Благовещенск,
ул. Шевченко, 24, каб. 231, 232.
Телефон (факс) (4162) 22-39-80.
Электронная почта apparatupch@tsl.ru
Возрастная категория материалов: 18+
Дарение хороший закон не имеет обратной силы, юридическая безграмотность не вина пожилых.Защитить можно не прибавляя к боли боль,а наказанием не позволяя творить бесправие . . Правозащитник это скорая помощь для детей и стариков.Не позволяйте им ходить по инстанциям.Хорошо оформленный офис Вас мило выслушаю и в итоге к сожалению ни чем не можем помочь.
— (гость)