Благовещенскому парню работать контрольным покупателем не впервой.Благовещенскому парню работать контрольным покупателем не впервой.

Паркуемся неподалеку от первого магазина так, чтобы логотип АП на автомобиле редакции не бросался в глаза. Подсадная утка — 16-летний парень со светлыми бакенбардами — получает деньги и идет «на дело». Корреспондент АП следует за ним. На просьбу продать бутылку «Балтики 7» продавец не моргнув глазом достает из холодильника пенный напиток. Парень, дождавшись сдачи, берет чек и уходит.

Через минуту он возвращается в компании полицейских. Те предъявляют удостоверения и начинают составлять протокол. Никаких скандалов. Продавщица спокойно диктует свои данные. Не то опыт подобный уже есть, не то понимает неотвратимость ситуации. Кстати, если протокол по подобному вопросу у продавца первый, то накажут только его. В противном случае — и хозяина магазина.

— Статья 14.2 КоАП предусматривает ответственность именно продавца, который реализовал запрещенную к продаже несовершеннолетним продукцию в виде штрафа от 1,5 до 4,5 тысяч рублей, — рассказывает на улице заместитель начальника отдела Участковых уполномоченных милиции и отдела по делам несовершеннолетних подполковник Сергей Васин. — Если человек привлекается впервые, наказание будет минимальным. Учитывается и возраст ребенка: если он совсем маленький, то и отношение к продавцу будет соответствующее.

В это время наш контрольный покупатель неподалеку беседовал с приятелем, которого только что встретил. Оба курили. Если продажа сигарет несовершеннолетним подразумевает наказание, то само курение — уже давно не повод составить протокол ни на родителей, ни на школу, в стенах которой это может происходить. Подполковник сказал, что лично он против подобного подхода. Кто же, спрашивается, за?

Представители правоохранительных органов по пути на другую точку вспоминают, что с тех пор, как подобные рейды стали проходить регулярно, нарушений все меньше и меньше. Известны стражам порядка и магазины, в которых на контрольную закупку ни разу не купились. Обычно такой объезд точек проходит минимум два-три раза в неделю. В среднем из десяти магазинов закон нарушают три. Проверить все невозможно, нужны заявления от граждан.

Во второй магазин — круглосуточный павильон, в котором не протолкнуться, — с нами заходит и фотокорреспондент. Светловласый юноша неизменно покупает «Семерку» и даже позирует фотокору, что ничуть не смущает продавца. Дальше — понятно. Во время составления протокола продавец расстроенно спрашивает у милиционеров: «А вы бы сами сколько парню лет дали? Ну, посмотрите на него!». На это отвечают, что паспорт нужно все же спрашивать. И, соответственно, демонстрируют кассиру его удостоверение личности. Парню, и правда, шестнадцати никто не даст: приземистый, с бакенбардами на щеках и цепочкой на шее — лет 20, точно. Но закон есть закон.

«Сложность даже не в том, чтобы найти школьника, который согласится на эксперимент, а в том, чтобы согласились его родители — в таком возрасте они решают этот вопрос», — сетуют правоохранители. Кстати, сам парень, по его признанию, даже получает от таких рейдов удовольствие и эта вылазка для него не впервой.

Позже на улице подполковник рассказывает, что в этот магазин полиция наведывается часто и здесь постоянно разные продавцы. Объясняется это просто: хозяину магазина, когда он узнает о проколе, проще нанять нового — в следующий раз проштрафится сам владелец, строят догадки представители правоохранительных органов. А на сегодня рейд закончен: больше зарегистрированных заявлений пока нет. Будет реакция общественности — будут и проверки.