Город мечты рисуют и политики, и дети.Город мечты рисуют и политики, и дети.

Первое, что увидит через два десятилетия турист из КНР, который приедет к нам, — это прекрасный фасад города — набережную, спланированную всемирно известным архитектором. С другого берега Амура переправится по автомобильному мосту, по широкой шестиполоске амурского МКАДА заедет в центр, поселится в брендовой гостинице Хилтон с видом на Китай. Для гостей города открыты ледовый дворец, аквапарк, казачья деревня, музей динозавров и космический парк… Туристы читают расписание запусков очередного космического корабля или спутника с космодрома Восточный, которые смогут посмотреть с трибун… Эти, на первый взгляд, футуристические зарисовки, вполне могут стать реальностью, считают некоторые экономисты. В любом случае приграничному Благовещенску грех не делать ставку на туризм — в этом все наши собеседники были едины.

Областной центр остается купеческим, но просто торговать недостаточно. Нужно что-то производить, и самое перспективное — производить впечатление, считает министр внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Игорь Горевой. Развитие туризма повлечет за собой развитие остальных отраслей. Также Благовещенск может стать логистическим центром, одним из транспортных коридоров из Юго-Восточной Азии на Дальний Восток, в Сибирь и даже Европу. Более того, столице Приамурья вполне по силам стать похожей на Брюссель, то есть превратиться в город с сервисной экономикой. А вот перспективы Благовещенска как крупного центра промышленности большинство экспертов считают туманными.

Андрей Конюшок: «Будущее связано с сервисной экономикой»

— Благовещенск в будущем должен стать городом с сервисной экономикой, — поделился мнением экономист Андрей Конюшок. — Это город, в котором располагается бизнес по оказанию различных услуг, в том числе и по логистике, где базируются штаб-квартиры российских и иностранных компаний, это также транзитный город. Азия развивается активно, и транспортные пути, которые есть традиционные мимо Африки, насыщаются потоками и скоро подойдут к своему логическому заполнению. Есть международный транспортный коридор «Север — Юг», пути во Владивостоке, Хабаровске, но их недостаточно.

Благовещенск находится в очень удобном положении и может стать одним из транспортных коридоров из Юго-Восточной Азии на Дальний Восток, в Сибирь и даже Европу. Кроме того, у нас есть перспективы производства продуктов питания на основе амурского сельскохозяйственного сырья, в том числе иностранными компаниями. Это опять же приведет к созданию биржевых, финансовых, посреднических, транспортных услуг — что как раз характеризует сервисную экономику. Благовещенску не обязательно иметь свою высокотехнологическую промышленность, индустрию — это нам через 20 лет точно не светит. Наши вузы достаточно слабые, своей промышленности нет, и за два десятилетия мы ее не создадим. Даже если создадим через 10 лет, она не успеет развиться до уровня соответствующей мировой конкуренции, того же Китая. Тем более не надо забывать, что мы будем уже жить в условиях ВТО.

У нас уже есть в городе представители крупнейших российских финансовых структур, мало амурских банков, зато очень много крупных московских и региональных. Добыча золота, железа, транзит нефти и газа, продажа электричества потребуют присутствия большого количества сервисных компаний, которые будут перераспределять ресурсы на весь азиатский континент. Мы будем вынуждены их продавать — их слишком много даже для всего Дальнего Востока.

Типичные города с сервисной экономикой есть в Бельгии. Например, Брюссель — там расположены штаб-квартиры НАТО, Евросоюза, множество различных международных неправительственных организаций. Хотя эта страна не обладает никакими природными ресурсами, рядом Германия, Нидерланды, но именно бельгийцам благодаря удачному положению и правильной финансовой политике удалось занять эту нишу.

Государства с сервисной экономикой — это Швейцария, а  также Монако,  где развит и туризм, но и в то же время  законодательно созданы условия, которые позволяют работать мировым финансовым структурам. 

В  нашей стране городов с сервисной экономикой пока нет. Это  экономика развитых стран, где нет авторитарного управления. У нас все  пока происходит по решению высших руководителей, но даже  они еще  не осознают,  что при вступлении в ВТО мы будем вынуждены менять свою социально-политическую систему.   

 Игорь Горевой: «Торговля — не очень верная жена»

— Благовещенск до того, когда он перестал быть закрытым городом, жил на деньги бюджетные. Следующие 20 лет — на деньги торговые, бюджетные вливания сохранились в какой-то части — зарплаты чиновникам, военным, но этот поток уменьшается. Сегодня лицо экономики города — это торговля. А это такая, как говорил Пушкин, не очень верная жена, — образно начал Игорь Горевой, министр внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка. — Производят китайцы, и они объективно будут стремиться и торговать тоже. Завтра будут созданы условия для облегчения поездок в Китай, и все можно будет купить там. Это значит рассчитывать не на себя, а на какую-то конъюнктуру, на обстоятельства. А нужно создавать свою экономику. Нам необходимо создать экономическую основу, чтобы Благовещенск зависел от самого себя. Я вижу эту основу только главным образом в использовании географического положения в качестве туризма. Туризм — это производство впечатлений, это единственная вещь, которую мы точно можем произвести сами и у себя. Наша задача — создать достопримечательности, инфраструктуру современного типа — модернизировать старые гостиницы, построить новые с мировым брендом, придумать местную туристическую мифологию, бренды, создать атмосферу доброжелательности и безопасности. Туризм — отрасль, которая тянет за собой все остальные. Она даст заказ на благоустройство города. Все жители должны понимать, что турист оставляет деньги здесь, в Благовещенске. Они пойдут на строительство, озеленение, поддержание памятников в хорошем состоянии. Эта психология должна пронизать всех горожан. Мир быстро превращается в одну большую экономическую деревню, нужно не теряя времени искать свое место в этой деревне. Если мы просто будем транзитом для перевалки кругляка, нефти, газа, руды — это одна судьба. А если город есть на карте мировой экономики, то тогда его судьба совершенно другая.

Сергей Пузиков: «Благовещенску нужен мост через Амур»

— Будущее у Благовещенска есть, — уверен бизнесмен Сергей Пузиков. — Я вижу два направления развития, оба обусловлены нашим соседством с Китаем. Безусловно, город должен стать логистическим центром на основе развития российско-китайской торговли. Некая логистическая зона помогла бы нам активно развиваться. Другое дело, для этого требуются усилия Правительства России, потому что без моста этой зоны не будет. А тут нас опередила Еврейская автономная область, в частности. Если мы сможем реализовать этот проект, тогда будет интересно. Благовещенск с точки зрения развития как промышленный центр — малоинтересен. Гораздо большие перспективы у города, как у туристического центра, необходимо развивать эту отрасль. Нужно сосредоточиться на динозаврах — построить музей, возить туда туристов.

Благовещенск очень интересный город,  он не суетливый, добрый, домашний. Есть  регионы, в котором собираются люди,  которые не терпят суеты, и я думаю, город будет развиваться, хорошеть, становиться красивее.  

Александр Гордеев: «Цветущим город станет при должном внимании Москвы»

— Самое главное преимущество Благовещенска — это его положение на границе, поэтому связывать будущее города нужно с международной торговлей Россия — Китай, — считает Александр Гордеев, который работал в разные годы замгубернатора, начальником департамента экономики, министром экономразвития в командах губернатора Сурата, Дьяченко, Короткова и Колесова. — Необходимо создавать совместные предприятия, производить продукцию (сырьевые ресурсы в Амурской области есть) и реализовывать ее по всему миру. Но я немного скептик — много лет проработал во власти, видел, сколько к нам приезжало потенциальных инвесторов и сколько всяких планов намечалось. К сожалению, ни моста через Амур, ни логистического центра, ни свободной экономической зоны так и нет. Я считаю, для развития города нужно строить мост — сначала автомобильный, со временем и железнодорожный.

Идея развивать туризм мне нравится. Только пока нам некуда возить китайцев, нечем заинтересовать. В Поднебесной миллиарды людей, уровень жизни которых уже нормальный, и они готовы ездить по всему миру. Вообще нам нужно учиться у китайцев — лыжную базу в Хэйхэ отгрохали, в деревню, построенную для съемок сериала «А зори здесь тихие», на экскурсии возят.
Главное, чтобы через 20 лет из Благовещенска последние жители не разбежались. Нужно создавать условия, чтобы молодежь нашла себе работу, применение. Хорошее будущее у города будет только при должном внимании прежде всего федеральных властей. Если разговоры о развитии Дальнего Востока не останутся простыми лозунгами, а реально будут вкладываться деньги, создаваться хорошие жизненные условия и нормальное производство. А если как сегодня — одни разговоры, тогда я Благовещенск цветущим не вижу. Будут жить пенсионеры и студенты.

Возрастная категория материалов: 18+