Чувство команды — залог успеха спасательной операции.Чувство команды — залог успеха спасательной операции.

Однако многие уверены, что сахарный диабет, астма, даже порок сердца и ДЦП — не повод отказываться от экстремального отдыха.

Условности и реальности

Архара — полноводная таежная река. На фоне воды выделяется большое живое ярко-оранжевое пятно. Группа подростков в спасательных жилетах отрабатывает транспортировку раненого в условленный район береговой полосы. Мальчишки и девчонки гребут слаженно, поправляя друг друга. Эта учебная задача выполняется в реальных условиях.

— Щелкни-ка нас на память, — делано по-взрослому просит мокрый парнишка в оранжевом жилете. Это Геннадий, старшеклассник из Архары. По собственным словам, в раннем детстве упал с забора, провалился в собачью будку, повис на шее. С тех пор страдает физически, однако не дает унынию поглотить себя.

Геннадий — самый активный участник специализированного туристического маршрута «С мечтою в пути». Утром заготовит дров, поможет развести костер, проконтролирует приготовление пищи, наведет порядок в кубрике, переделает еще массу нужных и полезных дел. В общем, участвует во всех возможных мероприятиях и никогда не сидит на месте.

Трудно поверить, но многие действующие лица этого проекта официально признаны инвалидами. Правда, на последнее обстоятельство здесь уже мало кто обращает внимания. Очень многие считают себя скорее спасателями, туристами, экстремалами. Эти маленькие люди перешагнули через себя, свои болячки, общественные и личные стереотипы. На все про все понадобилась всего неделя активной жизни на природе.

Инструменты и навыки

Базовая стоянка туристического маршрута километрах в тридцати от райцентра Архара. Места живописные и не испорченные вмешательством человека. Из удобств разве что деревянные кубрики на месте бывшего советского пионерлагеря. Все остальное своими руками, своей головой, через свою волю и закалку. Питание исключительно костровое. Ночное освещение тоже.

По приезде мне вручили матрас, дали постель и сразу предупредили — если хочешь, то можешь спать на полу. Думал, тонкий намек на то, что кровати заняты. Опять ошибся — кровати в принципе не пользуются популярностью. Ближе к вечеру часть пацанов, свернув матрасы, отправились ночевать в палатку. Она установлена прямо на берегу полноводной речки. Другие заступили в ночное дежурство у костра, остальные расположились рядом. Многие в спальных мешках, на небольших туристических ковриках.

— Наш проект хоть и имеет статус туристического маршрута, но, учитывая особенности здоровья участников, мы все же привязаны к своему базовому лагерю. Есть определенные нормы, исключающие сверхнагрузки. Это касается длительных переходов, каких-то силовых упражнений и так далее. Здоровье детей все же остается в центре внимания. В остальном — это настоящий туристический поход, — подкидывая дрова в костер, делится инструктор проекта, он же руководитель авиационно-спасательного отделения Благовещенского аэропорта Алексей Севастьянов. — Мы даем этим детям инструменты, основы их применения и навыки выживания в природе. Все остальное они делают сами. Это позволит не растеряться в нестандартной ситуации в будущем.

Ключи от самостоятельности

План мероприятий проекта «С мечтою в пути» не назовешь спокойным и размеренным. С утра до вечера командные игры, конкурсы, обучение премудростям экстрима. Одно из ключевых мероприятий — спортивная игра «Тропа приключений». Здесь в почете любое мастерство — от умения развести костер до ориентирования на местности и навыков спасения на воде.

— Понятно, что здесь дети с хроническими заболеваниями, последствиями травм и другими недугами. Но их ни в коем случае нельзя ограждать от подобных условий, а тем более позволить погрузиться в свои болезни. Пребывание на свежем воздухе просто полезно, а походный дух позволяет обрести уверенность в себе, — рассуждает доктор проекта Василий Белянин. — Вообще мое мнение таково — эти дети такие же, как и все. У них, конечно, свои особенности, но они есть и у тех ребят, которых принято считать здоровыми.

— В первые пару дней особенно сильно ощущалась закрытость этих детей, — делится впечатлениями детский психолог Елена Ситак. — На третий день провела с ними тренинг в виде тестирования. Оказалось, что у каждого высокий потенциал для развития нормальной полноценной личности. Но для этого им нужно дать возможности. Сейчас уже несколько иная картина. Они охотно идут на контакт, общаются на тему своего поведения и места в обществе.

В общем-то в ходе смены приходится и побегать, и попотеть. Конечно, в меру возможностей и сил. Но когда азарт достигает точки кипения, то выкладываются все. Даже родители не отстают, внося посильную лепту в командную победу. Кстати, их участие в проекте необязательно, однако допустимо и даже желательно.

Многие настолько привыкли к «беспомощности» своих чад, что даже на пороге совершеннолетия откровенно боятся вручать им ключи от самостоятельности.

— Очень страшно было сюда ехать, — признается Наталья Кузнецова, мама участника проекта из Благовещенска. — Не столько быт и условия пугали, сколько возможные взаимоотношения сына со сверстниками. Его Роман зовут, 16 лет уже, но дома у него нет друзей. Из-за болезни над ним во дворе издевались, даже обидеть могли. Поэтому замкнутый очень он, закомплексованный. А здесь со всеми общий язык нашел, после спортивной игры с компасом не расстается. Помогает во всем.

Кухонная инициатива

На импровизированной кухне под открытым небом своя жизнь. Через нее проходят все по очереди, многие неоднократно. Причем по собственной инициативе. За шеф-повара очередная мама, все остальные на подхвате. Моют многочисленную посуду, рубят и пилят дрова, качают воду из скважины, чистят картошку. Эта на первый взгляд сугубо хозяйственная деятельность, на самом деле еще один элемент основ выживания. И возможность неформального общения.

— Я в 2006-м под Камаз попал. Мне тогда всего 6 лет было, — ловко управляясь с универсальной цепной пилой, пускается в воспоминания Дэн из Тамбовки. — Кости все переломало, и мочевой лопнул. У меня шрамы на животе от этого и трубки несколько лет торчали. Целый год на больничной койке пролежал — врачи говорили, что ходить не буду. Так я сначала просто ползал, потом на коленках научился. Сейчас бегать люблю.

Помимо прочего, участники проекта «С мечтою в пути» побывали на озере лотосов и даже навели там порядок в рамках всероссийской акции «Блогеры против мусора». Финал смены буквально «взорвали» ролевики из клуба «Дружина». Они показали настоящее театрализованное представление с элементами укрощения огня, танцами и историческими рыцарскими сражениями. Ребятня активно включилась в процесс, стреляя из арбалета и лука, осваивая элементы владения старинным холодным оружием.

В ночь перед закрытием смены в реку Архара был спущен собранный ребятней деревянный плот с горящими свечками и бумажными лотосами. На каждом дети написали свои мечты и пожелания на будущее.

Мнение

Лариса Касьян

Руководитель проекта «С мечтою в пути»:— Здесь мы далеки от магазинов с колбасой и печением, интернета, телефона и телевизора. У нас нет света, отопления и прочих благ цивилизации. Дождь, туман и все прочие экстремальные природные факторы вполне реальны и ощутимы. Только в подобных обстоятельствах человек проявляет свои лучшие качества, учится жить внутри коллектива. Дети с ограниченными возможностями здоровья строят свой маленький экстремальный быт, тем самым снимают психологические барьеры.

Многие шли к этому, мечтали побывать в настоящем туристическом походе, но не могли себе этого позволить в силу каких-либо правил и установок. Здесь они понимают — в этой жизни все возможно и любая мечта по силам вне зависимости от того, чем ты болеешь. В предыдущей смене у нас была девочка Инна, страдающая детским церебральным параличом. Ей было тяжело передвигаться, выполнять какие-то сложные задания. Мы не настаивали, но она участвовала абсолютно во всех мероприятиях, даже дрова пилила. И если она приехала сюда с нескрываемой настороженностью, то уезжала с самой очаровательной улыбкой.