Наш корреспондент побывал в студии скульптора и познакомился с новыми работами слесаря ремонтного локомотивного депо Тында — Северная.

Шесть лет Виктор Филиппович не брал в руки стамески, хотя этим инструментом когда-то он вырезал фигуры грациозных животных, мужественных богатырей, делал резные столы для железнодорожных столовых и множество различных панно, которые сегодня до сих пор украшают стены тындинского депо. В последнее время мастер больше работал с металлом. Он освоил дело кузнеца и сварщика. Одна из последних его работ — князь-миротворец Даниил Московский. Огромная скульптура под самый потолок стоит в мастерской рядом с Царевной Лебедем и голубиным гнездом из железа.

— Князя я сделал из обычной проволоки, — раскрывает секреты Виктор Кузнецов. — Часто в депо приходят двигатели, которые прикручены к платформам крепкой проволокой, годной только для скрутки. Как правило, раньше ее выкидывали на металлолом. А я эту проволоку собирал, потом выравнивал, отбивал молотками и пускал в ход. Это очень трудоемкий процесс, мои знакомые кузнецы из Петербурга удивляются моему терпению.

Необъятную трехметровую верхушку сосны Виктор Кузнецов еще зимой начал превращать в образ Иисуса Христа. К скульптуре автор притрагивается инструментом только после молитвы. Мастер привык работать без эскизов и чертежей. И здесь он обходится без них, воспроизводит каждый штрих с особой любовью и отдачей. А потом под разным углом рассматривает: так ли ему удалось передать форму глаз, носа, объем волос.

Виктор Кузнецов брал несколько советов у священника. Настоятель прихода Святой Троицы предложил скульптору сделать руки Иисуса свободными.

— Здесь самое главное соблюдать пропорции, чтобы все было гармонично, мне пришлось заглянуть в книгу «Анатомия для художников», — делится Виктор Кузнецов. — Так как на дереве было много сучков, пришлось к фигуре Иисуса сделать задний фон, где вьется сочный виноград. Сейчас работа еще в сыром виде, мне нужно еще 9 месяцев, чтобы довести ее до конца. Планирую покрыть скульптуру немного морилкой и слегка нанести лак.

Сам мастер начал активно заниматься резьбой по дереву в возрасте Христа. С того момента прошло более 25 лет. За это время Виктор Кузнецов успел прославить депо своим знаменитым фонтаном с медведями. Композиция удачно вписалась среди рабочих цехов и стала излюбленным местом отдыха железнодорожников. Кроме этого, мастер оформил подшефный детский сад, совместно с художником Вячеславом Хомяковым в перестроечные времена украсил гипсовыми нимфами, арфами и богатырями Дворец культуры железнодорожников.

Сегодня скульптор черпает вдохновение в Санкт-Петербурге. В этом красивейшем городе он посещает музеи, театры, рассматривает архитектуру, а потом возвращается в Тынду и начинает творить. В работах совмещает дерево и металл.

Сейчас за мастерской лежит огромное бревно сосны — его Виктор Филиппович планирует превратить в Деву Марию и младенца. Образы женщин, тем более святых, мастер еще никогда не создавал. В основном скульптор работал над воинами, ему всегда удавалось сделать их лица светлыми и добрыми. Доводилось слесарю делать подарочные локомотивы для руководителей. Виктор Кузнецов 8 лет в Ростовской области отработал помощником машиниста. У него есть даже право управления паровозом, этот документ недавно он передал в музей.

В экспериментальном цехе локомотивного ремонтного депо Тында — Северная у слесаря всегда есть поводы для творчества. Вместе с коллегами он воплощает в жизнь рационализаторские предложения. Сейчас Виктор Филиппович работает над Доской почета. Настоящий казак часто вспоминает донские степи и жаворонков, но уезжать из столицы БАМа не собирается. Мастер скромно называет себя народным умельцем, с гордостью рассказывает о детях, которые пошли по его стопам, и уверенно строит новые творческие планы.