Нельзя не нарушить
«Жить по СанПиНу не дает сам СанПиН: выполняя один пункт, ты тем самым нарушаешь другой», — уверены педагоги из первой благовещенской гимназии. Именно в это образцово-показательное заведение, одно из лучших в городе и области, мы отправились в надежде увидеть, как же должна выглядеть школа, в первых рядах исполняющая новые требования. Однако на месте выяснилось, что эти нормы не просто трудновыполнимы: они противоречат сами себе.
— Вот представьте типичную ситуацию: в классе учится ребенок высокого роста с ослабленным зрением, — делится директор гимназии Галина Крицкая. — Согласно закону, мы обязаны посадить его на первую-вторую парту как слабовидящего. Но тогда нарушаем другой пункт СанПиНа, который предписывает детям высокого роста заниматься на «галерке». Так что за какую бы парту ребенок ни сел, штраф школе должны выписать в любом случае.
И таких примеров, признается Галина Александровна, множество. Например, вес школьного ранца: у первоклашек он не должен превышать полутора килограммов, а у выпускника школы быть не тяжелее 4 кг. Вот только набор учебников, тетрадей и прочих принадлежностей весит намного больше. Авторы проекта предлагают в этом случае покупать два набора книг — для дома и школы.
Однако тут начинают возмущаться родители. Ведь не каждая семья сможет потратить на дополнительный комплект несколько тысяч. И заставить их раскрыть кошелек школа не имеет права. Так же, как и запретить таскать в ранце игрушки, смартфоны и даже ноутбуки. Однако проверяющая комиссия, поставив такой ранец на весы, получит еще одно нарушение нового СанПиНа.
80 техничек
Следующая группа правил на первый взгляд выглядит вполне разумно. Действительно, что может быть лучше: мыть туалеты после каждой перемены, ежедневно протирать спортинвентарь, установить душевые кабины и электрополотенца, а в туалетах на специальные держатели повесить туалетную бумагу.
— Это все прекрасно, конечно, вот только в законе не пишут, где взять средства для новых требований! — возмущается директор благовещенской гимназии
№ 1. — У нас в штате 12 уборщиц, а на один унитаз, согласно новым правилам, приходится не более двадцати-тридцати детей. Чтобы мыть и дезинфицировать их после каждой перемены, придется к каждому туалету по отдельному работнику приставить. И это только нормы к санитарно-гигиеническим помещениям. А чтобы выполнить все требования, мне нужно увеличить штат в 6—7 раз! И кто же будет оплачивать ставки этим сотрудникам?
Выполнять другие правила мешают сами ученики
— Мы в прошлом году пытались оставлять туалетную бумагу возле унитазов. Так она исчезала через один-два урока! — сокрушается Галина Александровна. — Один рулон запихали в сливной бачок, другой замочили в раковине, третьим обмотали одноклассника, еще один пинали вместо футбольного мяча…
Да и нет необходимости в некоторых нововведениях, уверена директор школы. Душевые кабины, по ее словам, пустуют и в отремонтированном состоянии. Десяти минут на перемене не хватает, чтобы принять душ после физкультуры, вытереться полотенцем (которое опять же нарушит «весовую» норму портфеля), высушить волосы (в Приамурье достаточно холодный климат) и переодеться. Ну а душевые-биде не то что школьницы — многие взрослые видели только на картинке. И ничего, на учебный процесс это раньше не влияло, отмечают педагоги.
Хуже учителям, родителям и школьникам
В итоге от новых СанПиНов страдают не только администрация школы, но и все учителя, родители, а также сами школьники. Во-первых, часть финансовой нагрузки падает на мам и пап школьников.
— Нам приходится клянчить: дайте на то, на это. Сами понимаем, что семейный бюджет не рассчитан на спонсорскую помощь, — вздыхает Галина Александровна. — Но если средства не выдают, а требования ужесточают — не закрывать же школу!
Во-вторых, теперь первоклашки во многих школах не смогут остаться на продленке: СанПиН требует в этом случае организовать часовой сон для малышей. Например, чтобы уложить спать гимназистов первого класса, директору необходимо найти 12 пустых кабинетов с кроватками или раскладушками.
— С ними могли бы заниматься педагоги, мы можем накормить детей и выйти с ними на прогулку, — перечисляет директор. — Но без часового сна, согласно новому СанПиНу, заниматься подобной деятельностью нельзя.
Еще сложнее учителям: требования предписывают, например, ставить уроки физкультуры и музыки первыми или последними. Во-первых, для этого не хватит кабинетов и педагогов. А во-вторых, при таком раскладе каждый день в расписании педагогов будут зиять двухчасовые «окна».
К тому же теперь высота всех парт должна соответствовать росту ребенка. Но кабинетную систему обучения никто не отменял. Значит, вслед за десятиклассниками в кабинет химии зайдут пятиклашки. Да, современная мебель почти во всех школах имеет регуляторы высоты. Но как долго прослужат парты, которые будут «крутить» через каждые 40 минут? И кто должен настраивать столы во время десятиминутной перемены по 5—6 раз в день? Ответа на эти вопросы в СанПиНе не найти.
Страдают от новых улучшений и сами дети: СанПиН требует исключить «двойные» уроки из расписания учеников. Если раньше при сдвоенных часах литературы, физики и музыки нужно было готовиться к трем предметам, то теперь домашнее задание придется делать по всем шести. Кстати, время на подготовку домашнего задания сократилось. Как реализовать на практике оба взаимоисключающих предписания, педагоги не понимают и по сей день.
Любые капризы за ваши деньги
Эти правила могли бы стать великолепным подспорьем, но только в виде рекомендаций, убеждена директор благовещенской гимназии Галина Крицкая.
— Требования законодательства должны подкрепляться рублем, — добавляет она. — Мы и так постоянно делаем все возможное, чтобы улучшить школу. Но зачем делать обязательными правила, которые будет невозможно выполнить?
Приживется ли новый СанПиН, покажет время. А пока администрация школ старается сделать все возможное, чтобы приблизить «храм знаний» к утопической мечте чиновников.
Сельским школам новые правила не страшны
Казалось бы, в сельских учебных учреждениях ситуация должна быть намного хуже. Но оказалась, что маленькие деревенские школы во многом даже «обходят» своих городских коллег.
— У нас нет проблем с озеленением, размеры пришкольной территории, кабинетов и столовой соответствуют и новым нормам, — с гордостью рассказывает директор школы села Садового Тамбовского района Елена Пиреева. — А что касается ограждения, пищеблоков, новых окон и даже пола (старое покрытие не менялось ни разу, а школе более 30 лет) — что-то уже заменили, а на остальное выделят средства в ближайшие три года.
Директор показывает новые писсуары и автономную систему нагрева воды: в поселке нет теплоснабжения, так что пришлось устанавливать автономные нагреватели воды.
— Конечно, сложно выполнить все требования, но без них сельские школы бы просто катились вниз, — комментирует начальник отдела образования Тамбовского района Вадим Гитько. — Мы за последние пять лет в школах сделали больше, чем за все предыдущие годы.
Кстати, на сегодняшний день практически все учебные заведения имеют свои интерактивные доски, компьютерные классы, доступ в интернет и другие «высокие технологии». А серьезные штрафы за нарушение новых СанПиНов заставляют администрации районов вкладывать деньги в образовательные учреждения. «Зато сегодня мы можем с гордостью сказать: в сельских школах условия не хуже, чем в городских», — отмечает Вадим Гитько.
Что рекомендует СанПиН
Педальные ведра
Электрополотенца
Биде
Виброизоляцию спортзалов
Дренаж беговых дорожек
Артистические уборные в актовых залах
Софиты для классных досок
биде, не биде... а правда чего все уперлись в это биде? Нет его — не катастрофа. есть оно — наверное не лишне. Если надо значит надо, а если не надо, значит не надо. Я с Катериной согласен. Вся наша стране в БИДЕ только потому что все требования только к исполнителям, а инициаторы вроде как в стороне. Надо поставить биде, но нет возможности, значит надо требовать эту возможность с вышестоящего начальства, а не ссылаться на невозможность. Сколько проблем было с пожарно-охранными сигнализациями, когда лет десять назад они вдруг стали обязательными. До этого момента в единичных школах такие системы стояли. И тоже все сетовали — денег нет, ничего не знаем, все это лишнее. Да не лишнее это и через не могу и через не надо все школы оборудовали свои здания противопожарной-защитой. Удовольствие это очень дорогое. Но я думаю безопасность детей того стоит. А биде — дело наживное. Вместе с ведрами педальными.
— Андрей Анохин«В позапрошлом веке дети в крайней избе огрызками карандашей в книжках между строк писали. И зимний туалет за палисадником. Давайте туда вернемся — сразу масса проблем исчезнет».
:))) Точно!.. А насчет того, что правила создают, а деньги не выделяют", так это проблема не только школы. Вы в сельсовет любой зайдите и спросите у главы, что он обязан по закону о местном самоуправлении делать-стороить-покупать, и сколько у него на это в бюджете заложено. Это хроническая болезнь всей страны — спасибо законотворцам. Но жить надо, и главы выкручиваются. И школы выкрутятся... Хотя, все же, не в биде счастье. Лучше бы качество образования повышали!
— Екатерина КузьминаА как же загородные детские лагеря отдыха? Там и душ и туалеты и родители далеко... и кругом подростки, подростки и еще раз подростки. И у каждого гормоны и созревание.
— Андрей АнохинНасчет следить за порядком — согласна. Но душевые — нет, нет и нет. У них же гормон прет! Это даже не студенты, это уже не малыши. Это созревающие подростки, которые сами не знают, чего от себя в следующий момент ждать!
— Анна ЗайцеваА по-моему этого не понимают, те кто должен следить за правопорядком. С таким же успехом, можно закрыть все школьные туалеты. Там помимо прочего еще и курят. Причем не только табак.
— Андрей АнохинА я категорически против душевых в школе. Хоть как меня убеждайте. Пусть дома моются. Потому что душевые — соблазн для педофилов (даже потенциальных), во-первых, и это может спровоцировать издевательства над классными изгоями (а такие всегда есть), во-вторых. Что такое душевые? Это место, где подростки разного возраста остаются без присмотра и где они раздеты (то есть полностью беззащитны). Сколько помню, местом разборок и унижений всегда были школьные раздевалки перед физ-рой. А душевые — куда страшнее и серьезней. Почему этого не понимают чиновники, придумывающие законы???
— Анна ЗайцеваТак в чем проблема — в том что правила фантастические или в том что деньги кто-то не выдает? В позапрошлом веке дети в крайней избе огрызками карандашей в книжках между строк писали. И зимний туалет за палисадником. Давайте туда вернемся — сразу масса проблем исчезнет. Это наш отечественный менталитет такой — если в школе нет тряпок значит виновата уборщица. А тот кто должен выдать эту тряпку как бы не при делах. В цивилизованном обществе в центре Благовещенска уже марш уборщиц при поддержке ассоциации учителей математики и союза школьных физруков состоялся. А мы все — как бы чего не вышло. Я учился в типичной совковой школе. Дело было в 80-х. Про проблему педальных ведер никто не заикался, они просто тупо были во всех классах. Я это хорошо помню потому как развлекались ими постоянно. Комок бумажный на крышку ложишь, а потом бьешь по педали — катапульта млин. Сушуары, ставшие вдруг проблемой висели не только в туалетах, но даже в столовой. Лампы СОВЕЦКИЕ люминисцентные над каждой доской и парты — они конечно не регулировались, но варьировались по своей постоянной высоте. В передних рядах стояли низкие парты, «камчатку» занимали «Дяденька достань воробушка». Единственное чего я не видел так это биде. Но что-то мне подсказывает, что приделать это к школьному туалету не проблема для сантехника со средним уровнем интеллекта. Все там выполнимо, надо только требовать, а не сидеть и ждать — как бы чего не вышло.
— Андрей АнохинДа никто и не спорит, что эти правила направлены на улучшение качества жизни учеников. Но писать «чтоб на бумаге было» — по-моему, просто глупо. если пишите — будьте борбы обеспечить. А так.... Получается, у нас не школа, а мечта. Но на деле деньги на это не выделяются. При этом требования и штрафы идут. значит, будут опять трясти родителей. ругать учителей за то, что они не могут эти деньги собрать. будут покупать педальные ведка и экономить на том, что возможно, куда нужнее школе. (Об этом, кстати, Крицкая тоже говорила).
Кому нужны невыпонимые правила? никто не спорит, что мыть туалеты после каждого урока — прекрасно. но кто-то из нас хотел бы работать за 4 тысячи и по 12 часов? да еще с туалетами? нет. а этих женщин будут заставлять. потому что штарфы подняли в несколько раз.
Бессмысленные правила — это не выход и не способ развития школ. как рекомендаци — да я сама всеми руками-ногами за! но ЗАСТАВЛЯТЬ школы делать это, не выдавая при этом деньги на нововведения — ну, сами понимаете.
— Екатерина Феничева (гость)Хорошо что нашим детям не придется пользоваться вафельными ведрами, калечиться на асфальтовых дорожках, вытирать об себя руки из-за отсутствия электрополотенец, рисковать жизнью в «глухих» спортзалах и в полутьме разглядывать над доской надпись «Учиться три раза!». Ну и биде наверное тоже штука полезная. Надо еще в санпине шкафчики индивидуальные прописать и душевые не по одной в спортзале, а так чтобы была нормальная возможность помыться!
— Андрей АнохинА вот в моей советской школе не было ни ведра педального (какие-то «вафельные» или «сетчатые» стояли), ни электрополотенца — их вообще не было!!! На счет вибро.. — не знаю, а беговая дорожка была типа асфальт, вместо софитов над доской висела надпись «Учиться три раза». Бидэ — фантастика, как и уборные в актовом зале))) Зато там стоял рояль!
— Марина МоскалюкЭто сколько же там гимназистов если им для сна необходимо аж 12 кабинетов? Кстати требования сегодняшнего СанПИНа в виде: Педальные ведра
Электрополотенца
Биде
Виброизоляцию спортзалов
Дренаж беговых дорожек
Артистические уборные в актовых залах
Софиты для классных досок
даже в советские времена выполнялись. Разве что биде не везде встречалось. Но по моему при нормальной системе водоснабжения и канализации эту штуку «врезать» не проблема.
— Андрей Анохин