Дворец или избушка?
— Вера Георгиевна, при слове бюджет у большинства людей возникают ассоциации с чем-то очень сложным, скучным и запутанным.
— И почему все так боятся этого слова? (смеется). На самом деле, бюджет — это просто план, который формируется из доходных возможностей и расходных потребностей. Вот смотрите: решив построить дом, вы садитесь и прикидываете, какое жилище вам хочется. Рисуете этажи, комнаты и веранду. А потом заглядываете в кошелек и начинаете сравнивать желания с возможностями. В итоге на дворец в большинстве случаев не хватает, и приходится строить избушку. Примерно так и здесь.
— Хорошо, а откуда в кошелек Приамурья стекаются деньги?
— Самое основное — это, конечно, налоги. Мы выкручиваемся, как можем, стараемся затянуть в областной бюджет любую копеечку. Вот, например, строительство нефтяной трубы «Восточная Сибирь — Тихий океан». Субподрядчики из Якутии работают на нашей территории? Значит, будьте добры оформить филиал и платить налоги нашей области. Большие надежды мы возлагаем на космодром Восточный — общая сумма инвестиций в этот проект составит порядка 440 миллиардов рублей. А там, как говорится, со 100 рублей 15 и в казну упадет. Есть и другие проекты. Мы не стоим на месте: как только на горизонте появляется новый проект — начинаем прикидывать, как от этого может выиграть бюджет.
— А помощь федеральной казны?
— Конечно, куда мы без нее. На самом деле профицитных субъектов в России менее десятка. Остальные, в том числе и наш, — дотационные. Иначе часть территорий просто «захлебнется» в деньгах, в то время как финансовое положение остальных регионов значительно ухудшится. А ведь медицинские, образовательные и прочие услуги должны получать все жители России в равной степени. Поэтому Министерство финансов проводит выравнивание бюджетов и высчитывает дотацию для каждого региона. Но сумма меняется ежегодно.
— Занять дополнительные средства можно?
— Да, кроме дотации, существует еще и государственный долг. При формировании бюджета мы решаем: справимся своими силами или же будем занимать у государства. Обычно приходится деньги брать. Впрочем, Амурская область считается ответственным заемщиком — мы всегда вовремя гасим долги.
— Сейчас Приамурье что-то должно федеральному бюджету?
— Один миллиард. И еще шесть — коммерческим банкам. Их можно просто погасить, взяв в долг такую же сумму. Но тогда произойдет так называемое рефинансирование кредита. То есть государственная казна от перекладывания из одного кармана в другой ничего не приобретет. Мы сейчас намерены взять 10 миллиардов. Семь вернуть, а остальные потратить на развитие области.
— Так ведь в следующий раз еще больше гасить придется?
— Вот этот потолок и контролируют амурские финансисты: следят, чтобы мы не нахватали больше того, что сможем выплатить. Не волнуйтесь, на сегодняшний день ситуация под контролем.
«Хотелки» и «обязаловка»
— Итак, мы сложили налоги, финансовую помощь и кредитные ресурсы. Что теперь?
— Первым делом мы должны подсчитать расходы на бюджетную сеть. Средства на нее выделяются в обязательном порядке. Нам нужно содержать школы, больницы, амбулатории, колледжи и другие государственные и муниципальные заведения. Кроме того, необходимы средства на зарплаты сотрудникам, коммунальные услуги, питание, медикаменты и так далее. Мы также обязаны выплачивать публичные нормативные обязательства. Пособия ветеранам и их вдовам, инвалидам… Все это — «обязаловка», то, на чем мы никогда не будем экономить. Вот и получается: доходность амурского бюджета — 29,3 миллиарда, расходы на «сеть» — 24,9. Еще пять миллиардов уйдет на публичные нормативные обязательства. В итоге не хватает еще 600 миллионов на развитие.
— А где же программы?
— Ну, мы их называем «хотелками». Как видите, пока на них средств нет. Вот займем 10 миллиардов, семь уйдет на погашение долга, еще 600 млн. — обязательные расходы. А остальные средства пойдут на программы. Какие именно, я пока говорить не стану. Пока все эти вопросы в стадии разработок. Конечно, немалую часть средств «съест» строительство и ЖКХ. В образование необходимо вкладывать, и в систему здравоохранения. Да все важно, конечно. Направлений много, а средств, как всегда, гораздо меньше.
— То есть 2 миллиарда 400 миллионов — это вся помощь из федерального бюджета, на которую мы можем рассчитывать?
— Ну почему же? План — это просто план, и он всегда будет расходиться с реальностью, хоть и не намного. Во-первых, налоговики обычно заявляют сумму, которая пойдет в казну от налогов. Да и мы постоянно ищем новые способы «заработка» для областного кошелька. Поэтому бюджет по несколько раз в году корректируем, и всегда в сторону увеличения. И потом в течение года мы получаем разные виды финансовой помощи из федеральных средств. Но на сегодняшний день система выстроена таким способом, что мы, к сожалению, не можем пока точно сказать, по каким направлениям и сколько денег получим дополнительно. Поэтому учитывать их в плане нельзя.
— А какие министерства получат финподдержку в первую очередь, и могут ли они как-то повлиять на распределение средств?
— Повлиять на нас может только программа развития Приамурья. И приоритеты, которые расставляет губернатор. А выпрашивать деньги у финансистов, мол, нашему министерству нужнее, бесполезно. Есть план, заданный главой региона, — вот по нему мы и работаем.
Первая трехлетка
— Кстати, о планах. В этом году в Приамурье впервые будет сформирован трехлетний бюджет. Какие плюсы и минусы у этого нововведения?
— Знаете, на федеральном уровне трехлетку принимают уже несколько лет подряд. Как показывает практика, и положительного, и отрицательного в нем хватает. Если говорить о хорошем: трехлетний бюджет очень дисциплинирует. Когда формируешь бюджет на один год, получается, в этом году одно начали, в следующем дали деньги на другое. Мы первый объект бросили, начали следующим заниматься. А трехлетний бюджет выстраивает стратегию. И когда ты берешься реализовать какую-нибудь программу, ты должен выстроить ее на три года так, чтобы показать гражданам, что будет в конце.
С другой стороны, такой бюджет менее гибкий. А жизнь постоянно диктует новые условия. Конечно, будь у нас возможность, насоздавали бы резервов — и никаких проблем… Но амурский бюджет это не потянет. А ведь проблема может возникнуть неожиданно. Вот недавний смерч. Кто его мог запланировать? А 47 миллионов — как корова языком слизала. Хотя плюсов, конечно, все равно больше.
— Когда финансисты начинают работать над новым бюджетом?
— Формировать начинаем уже с апреля. Прикидываем основные элементы бюджетной, налоговой политики, программы и все прочее. А самая активная работа начинается после полугодового отчета. В августе наших финансистов на отдыхе не встретишь. В отпуск уходим самое позднее — начало июля. А потом начинается горячее время. И до 10 вечера сидим, бывает, и до 11. А как иначе: на нас лежит огромная ответственность.
— И много бумаги нужно, чтобы распределить все деньги области?
— Бумаги? Да одних только официальных отчетов — листов 900. А еще есть законы, постановления. Если к этому черновики добавить — наверное, в этих листах закопаться можно (смеется). Вот и закапываемся порой. Главное при этом — выжать из тех средств, которыми мы располагаем, максимум пользы. И при этом никого не забыть.
Добавить комментарий
Комментарии