— Марина Григорьевна, сегодня школа модернизируется, появляются электронные дневники, говорят, что скоро учебники заменят тонкие и легкие планшеты. Что меняется у нас?

— Амурская школа сейчас тоже перевооружается — мы создаем опорные базовые школы. Когда 10 лет назад началась модернизация образования, мы на первом этапе определили лидеров, выявили лучшие школы и лучших педагогов. Государство поддержало их материально, педагоги получили в рамках нацпроекта средства, инновационные школы — техническое оснащение. Теперь наша задача — подтянуть к лучшим школам другие. Инновационные школы стали стартовыми площадками для распространения опыта. Если есть в муниципальном образовании инновационная школа и рядом есть малокомплектная — пусть она станет филиалом. Мы же знаем, что в малокомплектной школе нет учителей-предметников. Поэтому мы и говорим о реформировании малокомплектных школ. Сегодня правительство области не ставит задачи закрыть эти школы. До электронных учебников, о чем говорил Анатолий Чубайс на встрече с Владимиром Путиным, нам пока далеко. Но создать ресурсные центры и сосредоточить внимание на дистанционном обучении, чтобы каждый ребенок в отдаленном селе имел доступ через интернет к урокам лучшего преподавателя — вот это сделать в наших силах, и мы к этому идем. 

— Молодые педагоги сегодня неохотно идут в школы, как переломить ситуацию?

— Ситуация уже меняется. Для нас очень важно, что в этом году впервые область дает социальные выплаты для приобретения жилья молодым педагогам на селе. Мы в этом году покупаем семь квартир для молодых специалистов. А без жилья и не получится никакого привлечения учителей в сельские школы. Второй момент — если раньше зарплата молодого педагога разительно отличалась от зарплаты учителя с опытом, то с введением новой оплаты труда стаж большой роли не играет. Если молодой педагог ведет кружки, водит детей на экскурсии и выполняет большую внеурочную работу, он и зарабатывает неплохо. Это тоже поддержка молодых учителей. 

— Сегодня много говорится о качестве образования… 

— Концепция образования поменялась — важно научить ребенка добывать информацию и с ней работать. И если посмотреть на качество образования, мы увидим, насколько оно разное даже внутри одной школы. На каждой ступени обучения разное качество образования. Если в начальной школе и на старшей ступени (10—11-е классы) у нас оно соответствует норме, то среднее звено из нее выпадает. 

Основная школа — слабое звено в системе образования Амурской области. Потому что мы очень поздно начинаем предпрофильную подготовку, очень мало внимания уделяется адаптационному периоду в пятом классе, когда ребенок после начальной школы приходит к разным учителям. В итоге все это сказывается на результатах ЕГЭ, которые у нас, к сожалению, были по ряду предметов ниже общероссийских. Вот над этим мы будем серьезно работать. 

Причем начинать надо с детских садов. Появляется много детей гиперактивных, с задержками психического развития. Это два полюса, которые надо выправить, привести к норме именно на дошкольном возрастном этапе. Дети поменялись, а технологии в детсадах остались старые. Все должно работать на ребенка, чтобы помочь ему стать образованным и успешным. 

— Что бы вы, как доктор психологических наук, изменили в школе?

— Важно создание комфортной среды для ребенка. Это среда, где нет агрессии и где ребенка ждут, где есть интересный ему коллектив и куда он хочет приходить каждый день. Такую среду могут создать только педагоги. Если мы в школе не занижаем самооценку ребенка, не формируем своим поведением в нем массу комплексов, принимаем и любим его таким, какой он есть, только тогда в нем можно развить творческую личность. Родители сегодня все мотивированы, чтобы ребенок получил хорошее образование. И в родителях учитель должен видеть не контролеров, а сообщников. Была бы моя воля, я бы сделала так, чтобы в школе работали только позитивно настроенные люди. Школа должна быть позитивной. 

— Сейчас не в каждой школе есть штатный психолог?

— Когда мы начали переходить на новую оплату труда, многие школы психологов из штата убрали. А сегодня возвращают. Во многих школах административный аппарат — это директор, заместитель директора, психолог и социальный педагог. 

— Что бы вы, как министр, изменили в системе образования в рамках своих полномочий?

— У нас назрела необходимость иметь большой областной многопрофильный лицей для детей из малокомплектных и сельских школ. Профили должны представлять все специальности, которые востребованы в Амурской области. У нас в области много талантливых ребятишек, которые не могут реализоваться, поступить в вузы, потому что не хватает подготовки. Учится такой мальчик или девочка в малокомплектной школе, где дефицит педагогов, посещать дополнительные занятия он не может, в отличие от благовещенцев, возможности общаться по интересам с такими же увлеченными детьми, как он, тоже нет. А если одаренных в разных сферах ребят собрать вместе, создать им условия для проживания, чтобы была хорошая учебная и спортивная база, дать возможность реализоваться их талантам — тем самым мы и детям поможем, и сделаем большое дело для дальнейшего развития области. 

 

Цифра

20 лучших амурских педагогов получат в день профессионального праздника благодарственное письмо губернатора и 52 тысячи рублей из средств программы «Развитие образования Амурской области на 2009—2015 годы».