Кризис: наяву или по ТВ?

Кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов АмГУ Геннадий Трошин считает — вторая волна кризиса уже подступает к России. Виной тому — Поднебесная. В годы прошлого кризиса КНР обеспечила 11,2% прироста внутреннего валового продукта, а на 2012-й эксперты планируют для Китая не более 8,5%.

— Поднебесная — ведущий импортер, покупающий электроэнергию и нефть. Спад производства в КНР неминуемо приведет к снижению цены нефти до 80—85 долларов за баррель, к снижению потребления купли энергии и других основных ресурсов. Это значит, сырьевые страны, в том числе и Россия, получат ощутимый удар, — аргументирует специалист. — Вот только представьте: наш бюджет на 2012—2014 годы сверстан, исходя из цены нефти 115 долларов. А 115 и 80 долларов — разница великая.

Ему парирует руководитель Амурстата Владимир Дьяченко. Он убежден, что, если экономика Китая упадет, Россия «не повалится». Кризис не будет носить для страны столь трагический характер, как для мира в целом. При этом Дьяченко не отрицает, что на России экономическая ситуация в Европе и Китае, несомненно, скажется. И, без сомнения, негативно: цены на сырье упадут, возникнет проблема с наполняемостью бюджета, незавидным будет положение нефтегазовых компаний. Но то, что все это сильно повлияет на положение Амурской области, еще не факт. В этом оба эксперта сходятся.

— Правительство РФ накопило достаточное количество ресурсов для того, чтобы нивелировать эту ситуацию. Поэтому даже кризис 2008 года на Приамурье практически не отразился. Положение в российском бюджете было тяжелое, но мы не столкнулись с невыплатой зарплат и пенсий. Поэтому для амурчан проблемы будут скорее внешними, мы будем их наблюдать по телевидению, — считает Владимир Николаевич.

Кстати, по словам главы благовещенского представительства компании «Финам» Дениса Пинигина, российский фондовый рынок практически полностью восстановился после обвала в 2008 году. Показатели неплохие, и сейчас вряд ли можно сказать, что фондовые рынки снова рухнут. А именно они крайне чувствительны к экономической ситуации в мире.

Великий сосед

Если в целом для России вторая волна кризиса может стать опасной, Приамурью, судя по всему, особо бояться нечего. Области помогает близкое соседство с Поднебесной.

— Амурская область находится в уникальном положении. Наша экономика замкнута на Китай, а он испытывает серьезную потребность в ресурсах. Межрегиональный обмен с другими субъектами у нас очень незначительный, 4—5%. Остальной импорт идет в КНР, — объясняет Геннадий Трошин. — Приамурье легко прошло кризис 2008 года — ориентация на великого соседа дает нам возможность выжить.

Замдиректора амурского филиала Россельхозбанка Светлана Платыгина вспоминает, как спокойно и, в общем-то, без больших колебаний область прошла кризис 2008 года.

— Тот кризис отложился у меня в памяти как не самое тревожное время. По крайней мере, для нашего Россельхозбанка. Конечно, опасения были: из центральных регионов России поступали сведения о творящихся там ужасах. Предприятия разорялись, люди оставались без работы целыми коллективами. По поводу Амурской области трудно сказать, чтобы за это время разорилось большое количество предприятий или малых коллективов или же перестали брать кредиты. В 2008 году кредитный портфель банка даже вырос на 12%, — отмечает замдиректора.

Второй Гонконг

Между тем, несмотря на созданную государством «подушку безопасности», Приамурье находится не в таком уж радужном положении. Высокие темпы развития заданы строительством Бурейской ГЭС, нефтепровода ВСТО и возведением автодороги «Амур». Тем временем многие предприятия области свою стезю еще не нашли. Необходимо развивать современные производства и отходить от примитивных, которые ввергают предпринимателей и население в низкие доходы. Какие возможности есть у Приамурья, чтобы начать нормально развиваться? Потенциально Благовещенск может стать новым Гонконгом, мечтает руководитель Амурстата Владимир Дьяченко. Для этого нужно реализовать проект свободной экономической зоны «Благовещенск — Хэйхэ». Это даст возможность соединить технологические достижения западного мира с рабочей силой Китая. Причем без того, чтобы нанести какой-то ущерб приграничному положению Амурской области.

— Китайцы могут жить в Хэйхэ, работать в Благовещенске. Один город двух государств, по-моему, это великолепная идея. Живем отдельно, работаем вместе. Других перспективных направлений для Приамурья я, честно говоря, не вижу, — разводит руками глава Амурстата. — Я не знаю, насколько это реализуемо, но ничего другого абсолютно не просматривается.

Хлеб — всему голова

Пенсионер Павел Сухобоков второй волны экономического кризиса совершенно не боится. На своих 15 сотках он занимается садоводством и разведением кроликов и кур. Этот приработок в дополнение к пенсии помогает ему жить вполне припеваючи.

— От экономики Китая я не завишу. Если цена на нефть упадет, меня это мало волнует. В 2008 году, когда все заговорили о кризисе, я восстановил сады и, в общем-то, более-менее спокойно все перенес, — радуется пенсионер.
Непростая экономическая ситуация 2008 года в наименьшей степени сказалась на производителях продуктов. По словам крупного благовещенского предпринимателя Андрея Землянского, его компания «не сильно почувствовала кризис» именно потому, что занимается пищевым производством.

— Хлеб будет нужен всегда, — констатирует Владимир Дьяченко. — Что бы ни происходило, мы выстроимся за хлебом, выстроимся за молоком. Те, кто будут их производить, в наименьшей мере почувствуют на себе кризис.

Мнение

Юрий Магницкий

Ведущий специалист партнерской организации общероссийского фонда «Общественное мнение» по Амурской области:

— Первая волна кризиса осталась для Приамурья практически незамеченной. Более того, за это время вырос внутренний региональный продукт. Благодаря тому, что область находится на границе с Китаем, осуществляются активные торговые отношения и туристические обмены. Мы обладаем мощными природными ресурсами, которыми торгуем. Невозможно представить, чтобы экономики Китая и США, печатающие доллары, и регулирующие экономики всего мира, а также находящие в очень тесном взаимодействии друг с другом, опрокинулись. Я не верю, что такая ось позволит себя опрокинуть, а так как Россия в этом глобальном мире тесно связана с этой осью, то я вообще не верю в то, что кризис, как мы его понимаем, произойдет и это окажется каким-то негативным фактором, влияющим на регионы России. Кризис — это своеобразный экономический птичий грипп, который нам много раз объявляли, но он оказался малосущественным. Амурская область может чувствовать себя весьма уверенно еще и потому, что весьма адекватно в одной связке с нашим правительством работает команда губернатора Олега Кожемяко.