Сама возможность обратного выкупа акций (buy back) ВТБ была впервые озвучена премьер-министром Владимиром Путиным 2 февраля 2012 года. Необходимость такого предложения назрела давно. В 2007 году ВТБ провел «народное» IPO, предложив населению стать акционерами одного из крупнейших банков страны. Тогда цена размещения акций составила 13,6 коп. за акцию. Стать акционерами пожелали более 120 тысяч россиян. Им сулила возможность прирастить накопления за счет роста котировок банковской ценной бумаги. В 2010 году банкиры заявляли в своих планах приращение стоимости акции до 15 коп. На деле в силу ряда причин, в том числе из-за затяжного кризиса, стоимость бумаг ВТБ только первые два месяца после IPO превышала цену размещения. Во вторник, 13 марта, ВТБ продавался по 7,18 коп. за акцию (биржа ММВБ).

Для успокоения народных масс было принято решение обратного выкупа ценных бумаг. Месяц назад глава ВТБ озвучил условия компенсации потерь «народным» акционерам: выкупать бумаги будут по цене размещения, но не более чем на 500 тысяч руб. Предъявить к обратному выкупу акции смогут миноритарии, купившие акции в ходе IPO в мае 2007 г. и оставшиеся в реестре акционеров по состоянию на 1 февраля 2012 г. Как сообщили АП в пресс-службе ВТБ24 по ДФО, согласно условиям максимальная сумма выкупа у одного акционера составляет 500 тысяч рублей, оставшиеся акции лицо может сохранить на своем счете. Подать заявку можно в любом офисе ВТБ24 с 12 марта по 13 апреля. В первый же день выкупа, по сообщениям центральных СМИ, в московских офисах ВТБ24 царил небывалый ажиотаж, банк не справлялся с притоком акционеров. По словам пресс-секретаря ВТБ24 по ДФО Анны Летягиной, на Дальнем Востоке большого наплыва желающих расстаться с акциями пока нет. Всего за первые два дня по России было принято около 15 тысяч заявок, из них только 407 — на Дальнем Востоке.

— За первые два дня мы приняли заявки на обратный выкуп от 8 клиентов, — подвела статистику управляющий региональным офисом ВТБ24 в Благовещенске Елена Бакуменко.

Отсутствие повышенного внимания может быть обусловлено тем, что в момент «народной распродажи» акций у амурчан не было прямой возможности поучаствовать в ней — 5 лет назад банк ВТБ24 еще не был представителен в нашей области. Действительно жаждущие стать совладельцами госбанка амурчане вынуждены были покупать акции в других регионах или через агентов. То, что IPO ВТБ пять лет назад не стало «народным» в Приамурье, в итоге послужило защитой от невыгодного вложения средств амурчанами.