Северные затраты
Северный Тындинский район возглавил рейтинг затрат на обучение одного школьника. Местные власти объясняют дороговизну учащегося отдаленностью и разбросанностью поселений, наличием в каждом из них своей капитальной школы, плохой транспортной доступностью и плохой наполняемостью классов. Утяжеляют расходы северные цены и северные коэффициенты.
— Когда строился БАМ, планировалось, что население будет прибывать, и в поселках были возведены полноценные двух-, трехэтажные капитальные школы, рассчитанные на 500 и более учащихся, — говорит замначальника управления образования Тындинского района Наталья Поваляева. — Сегодня в классах по 8—10 человек, а содержание здания, несмотря на то что в классах мало детей, все равно будет стоить столько же.
Сыграла свою роль отрицательная миграция. Ежегодно из школ Тындинского района выбывает по 30—40 учащихся, это выпускники и дети, которые выезжают вместе с родителями в другие населенные пункты. Особого бума рождаемости нет, хотя, как говорят чиновники, наполняемость первых классов в районе неплохая. Но пока не настолько, чтобы повлиять на стоимость содержания учащихся.
— Ну а как снизить цену на образовательные услуги? Закрыть школы? Не отапливать и не освещать? Если школа рассчитана на 11 классов — даже если наполняемость маленькая, классов все равно будет 11. Если в классах по 4—5 человек, их же не посадишь в один кабинет? — недоумевает Наталья Поваляева. — Конечно, мы ищем возможности экономии, устанавливаем тепло- и водосчетчики, чтобы уменьшить затраты на содержание зданий.
— В некоторых поселениях закрываем детские сады и переводим их в школу как группу дошкольного образования. У нас в ближайших планах создать такую группу в Хорогочинской школе и таким образом оптимизировать расходы на содержание здания.
Такая возможность экономии, как подвоз детей, в Тындинском районе не работает, расстояния между поселками очень внушительные, да и поезда ходят не каждый день.
Магдагачинский ученик обходится бюджету в три с половиной раза дешевле, чем тындинский.
— Мы максимально сократили лишние расходы, — говорит начальник управления образования Магдагачинского района Любовь Попова. — Перемерили все площади, посмотрели количество обслуживающего персонала, сократили лишние ставки. Пока у нас не было задачи считать деньги, мы платили по нормативам, которые уже давно устарели. Кроме того, мы перешли на новую систему оплаты труда, и школы пересмотрели свои штаты, убрали дублирующие должности. Если небольшая школа, зачем там педагог-организатор? Эту работу прекрасно выполняют классные руководители. Раньше нам приходилось доказывать, что лишние ставки надо сократить. А сейчас школы сами это делают. Фонды, которые высвобождаются, они используют на повышение зарплаты учителям. Научились считать и сами предлагают пути оптимизации.
В школе поселка Сиваки пришлось законсервировать один этаж: здание рассчитано на 800 человек, а учатся в нем около 200 детей. Поэтому верхний этаж элементарно закрыли на замок. Там не нужно делать уборку и ремонт — уже экономия.
За последние три года в районе не закрыто ни одной школы, неэффективные образовательные учреждения были ликвидированы раньше. Например, такой была школа в приисковом поселке Пионер, что в 40 километрах от Дактуя. В поселке осталось 8 детей, их раз в неделю отвозят в интернат в Дактуе.
— В Пионере жила семья с пятерыми детьми, по нашей инициативе местные власти купили им дом в Дактуе и перевезли туда. Они сейчас там живут, дети ходят в школу, — рассказала Любовь Попова.
В районе четыре малокомплектные школы — в селах Чалганы, Гудачи, Кузнецово и Толбузино. Два последних села — приграничные, там по 20 учеников.
— В Толбузине мы сократили расходы за счет того, что в половине школьного здания провели реконструкцию и сделали детский сад, — продолжает Любовь Попова. — В Кузнецове ничего пока сделать не можем, здание школы непригодное.
С начала третьей четверти кузнецовские и толбузинские ученики перешли на дистанционные уроки. С сентября в этих школах не было учителя английского языка. Найти педагога в отдаленную школу-девятилетку очень сложно — на такую маленькую нагрузку никто не соглашался. Не нашли учителя — стали искать другие пути. Установили в школах необходимое оборудование, и теперь на связь с детьми выходит педагог из магдагачинской школы. Это хороший выход для малокомплектных школ, поняли в районе. И экономный.
Энергосбережение в помощь
В областном министерстве образования и науки считают, что «удешевить» ученика помогут меры по энергосбережению. Школы области оснащаются энерго- и водосчетчиками, окна и двери в них меняют на более современные.
— В 2010 году из областного бюджета было выделено 19 миллионов 723 тысячи рублей на установку приборов учета тепла и воды. На эти деньги установлено 127 теплосчетчиков, 13 электросчетчиков и 47 водомеров, — отмечает заместитель министра образования и науки Амурской области Татьяна Гранкина. — За счет средств на модернизацию образования в 2011 году в муниципальные общеобразовательные учреждения направлено 57,9 миллиона рублей, приобретены тепловые счетчики еще для 51 школы, заменены оконные и дверные блоки. В этом году на мероприятия по энергосбережению планируется потратить 49,2 миллиона рублей. Кроме того, идет планомерная закупка энергосберегающих ламп.
В министерстве признают, что результаты энергосберегательной политики будут видны только через несколько лет.
И какие перспективы в таких поселках при нынешней политике?
Губернатор не имеет интересов к ним. Да и денежки не из своего кармана туда вкладывает.
— алеха