Основная среда обитания бомжей — Благовещенск, Белогорск, Свободный. Стоит ли строить в областном центре для лиц этой категории учреждение-распределитель или ночлежный дом — ответ на этот вопрос искали за «круглым столом» в правительстве области члены амурской Общественной
палаты, чиновники, представители правоохранительных
органов, общественных, религиозных организаций
и журналист АП Варвара Сиянова.
Марафет для бомжа
Если этих людей отмыть, они станут похожи на нас. Если нас испачкать, мы ничем не будем от них отличаться. Народная мудрость гласит: от тюрьмы и от сумы не зарекайся. Бездомные люди есть в каждом государстве и в каждой области России. Как заявила член Общественной палаты Амурской области Галина Чернышева, в 32 регионах эта проблема худо-бедно решается: создаются небольшие комплексные реабилитационные центры и приемники-распределители, ночлежки.
«Главная наша задача, — считает общественница, — инициировать создание областной программы «О социальной реабилитации лиц без определенного места жительства».
— Третьего февраля глава МЧС Сергей Шойгу на открытом селекторном совещании поручил региональным ведомствам «организовать в каждом городе пункты обогрева и питания для людей, не имеющих постоянного места жительства, которые больше всех страдают от морозов», — уточняет Галина Михайловна. — В это время в столице на площади трех вокзалов круглосуточно дежурила бригада врачей. И это при температуре –20. В Приамурье, где морозы в два раза крепче западных, бомжи о такой роскоши и не мечтают. Напротив, мы держим от них оборону. Завариваем канализационные люки, закрываем чердаки и подвалы, кодируем подъезды. Мы вырвали из городской свалки 23-летнего парня Сашу, он бывший детдомовец. О том, что ему положено квартира, он даже не знает. Собрались везти его в министерство образования для постановки на учет. «А как я поеду туда грязный, — расплакался молодой человек. — Я несколько лет не мылся». Стали искать, где его привести в порядок? Оказывается, нет у нас таких мест. Пришлось договариваться с добрыми людьми и приводить его в порядок в частном секторе.
Ночлежку в массы
— По неофициальным данным, бездомных в России от двух до четырех миллионов, — вступает в беседу заместитель министра социальной защиты населения Наталья Киселева. — В Амурской области порядка двух тысяч. В 2011 году к нам за помощью обратилось 450 лиц этой категории, за три месяца текущего года — 125. Им была оказана адресная помощь, оформлены документы. На эти цели из областного бюджета было потрачено 673 тысячи рублей. В этом году выделяемая сумма существенно снизилась (213 тысяч рублей). Все средства практически истрачены. Мы обратились в минфин с просьбой увеличить расходы. Есть в Благовещенске центр социального обслуживания «Доброта», где ведется прием таких граждан. Но вместе с тем в это же здание приходят дети, многодетные матери, инвалиды, пенсионеры, и тут же вдоль стен располагаются эти лица. Существуют стандарты, согласно которым помощь бомжам оказывается в спецучреждениях. Ни одно государственное учреждение не примет грязного человека — нужны ночлежки.
Однако в столице Приамурья в областной собственности нет подходящего помещения, поэтому нужна помощь мэрии.
Бомж-приемник нужен не только в Благовещенске. По словам заместителя начальника УФМС по Амурской области Олега Быбина, специализированное жилье должно быть в каждом муниципальном образовании, тогда по месту временного жительства можно регистрировать и ставить на учет бездомных людей. В противном случае сотрудники паспортной службы не имеют права оформлять паспорта для данной категории граждан.
Вернуть ЛТП и Закон «О тунеядстве»
— В этом вопросе необходимо вести работу по двум направлениям, — предлагает руководитель общественного объединения «Экологическая инициатива» Людмила Федоровская. — Первое — профилактика роста бездомных людей, восстановление медвытрезвителей и лечебно-трудовых профилакториев. Второе — надо инициировать принятие закона, который был у нас еще с царских времен. Сначала он назывался «О бродяжничестве», при социализме — «О тунеядстве». Россия пока не готова обходиться без этого. Кроме того, необходимо стимулировать создание рабочих мест для молодежи и людей трудоспособного возраста.
Благотворительность, если она не имеет конечной цели, бессмысленна. Тянем мы бомжа, а он снова стремится к прежней жизни.
Второе направление — оказание действенной и результативной помощи. Для этого следует во всех крупных муниципалитетах создать приюты для бомжей и ночлежные дома. Не надо распылять средства по разным углам и некоммерческим организациям.
Инициаторами создания комплексной программы должны выступить духовные лидеры. Если находятся деньги на строительство храмов, найдутся и на ночлежные дома. Поставьте ящики для сбора средств, и люди понесут деньги, а также ненужные вещи, мебель. Наша организация готова оказать помощь в разработке технического задания для создания комплексного центра.
Приюту быть
Духовенство не против мирских требований. Как отметил руководитель отдела социального служения Благовещенской епархии Виталий Михайлов, Русская православная церковь имеет колоссальный опыт работы с бездомными людьми еще с царских времен.
— Сегодня в центральных регионах России созданы автобусы милосердия, ночлежные дома, пункты горячего питания, — сообщил Виталий Геннадьевич. — Мы также будем заниматься этими вопросами. Уже разработан проект «Центра социальной помощи». Он будет осуществляться поэтапно. Вначале в Благовещенске появится специализированный пункт для приема одежды и вещей первой необходимости. Далее будет организована помывочная, а также доставка и выдача сухого пайка и горячего питания.
Заключительный этап — создание социального приюта для бездомных и ночлежек.
Для реализации наших планов требуются совместные усилия церкви и региональных властей.
Самооборона для соцработников
Создание реабилитационного центра — это дело времени. «А что мы можем сделать сегодня? — такой вопрос задала руководитель центра социального обслуживания населения «Доброта» Олеся Зубанова. — Мы должны поддержать некоммерческий сектор, который успешно занимается адаптацией этих людей, предоставлением жилья и работы. Также необходимо обучить социальных работников, которые будут работать с этой категорией, навыкам самообороны и поднять им зарплату. Сегодня специалисты соцслужбы сами недалеки от лиц без определенного места жительства: получают 5—7 тысяч рублей и ежедневно рискуют жизнью и здоровьем».
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии