• Игорь: «Моей щуки хватит на уху для всей семьи!»
  • Теперь на месте базы отдыха появится муниципальный пляж.
  • Львиную долю мусора на берегу оставляют рыбаки-дикари.
  • Воблер — популярная приманка, чаще всего на нее ловят щук.
  • На этом месте могли бы быть база отдыха или палаточный лагерь.

Приманки, блесны — все сам покупает, деньги копит специально, — рассказывает бабушка маленького рыбака Валентина Приезжих. — И как только к нам приезжает, сразу же требует отвезти его на водохранилище. Да разве в таком внуку откажешь?

Небольшая резиновая лодка, ведро для улова и счастливая удочка — ради рыбалки Игорь с готовностью встает в шесть утра. И к обеду в лодке слабо трепыхается хороший улов: три щуки, последняя — самая крупная, около двух килограмм.

У нас таких не наловишь, — с видом знатока объясняет мальчик. — Зато тут — рыбное раздолье!

Игорь — не единственный рыболов, готовый проезжать тысячи километров ради того, чтобы посидеть с удочкой на берегу Бурейского водохранилища. Сотни людей съезжаются сюда каждый год не только с Амурской области, но и из Хабаровского, Приморского краев, Сибири и даже центра России. О местных уловах ходят рассказы, больше похожие на легенды, а любой амурский рыбак считает своих долгом хоть раз закинуть удочку в местных водах.

Мы решили самостоятельно проверить, так ли прекрасна рыбалка на Бурейском водохранилище, как о ней рассказывают?

Ловись, щука

Четыре часа на машине по амурским дорогам — и в десять утра мы уже стоим на берегу водохранилища. Показать бурейскую рыбалку вязался один из местных профессионалов — предприниматель и рыбак Александр Зверев. Мы садимся в катер и через пятнадцать минут глушим мотор недалеко от берега.

Здесь клев неплохой будет, — уверенно говорит Александр Леонидович. — Приехали б на весь день, показал бы такое место — там по три четыре щуки на одну наживку напрыгивают, их прямо с катера разглядеть можно.

Если честно, к любителям рыбалки ни меня, ни фотокора с водителем отнести нельзя. Но минут через десять мы начинаем проникаться идеей отдыха на Бурейском водохранилище  с удочкой. Пахнет водой и лесом, свежий ветер обдувает лицо, а солнце ненавязчиво припекает макушку. Тишину нарушают только всплески волн, и на душе постепенно становится очень спокойно.

Давай, давай, родная! — пока разморенные журналисты тихонько клевали носом, наш рыболов не терял времени даром: спиннинг в его руках изогнулся дугой, леска ходила из стороны в сторону. Тут уже всем стало  не до сна: первая рыбка попалась на крючок буквально через десять минут!

Щука, килограмма полтора — моментально определяет Александр и снова закидывает удочку. — Это небольшая. Я тут недавно трехкилограммовую щуку вытянул. Вообще рыбы в водохранилище очень много — только успевай вытаскивать. Но у каждого рыбака есть своя технология: и как спиннинг закидывать, и как проводку делать. Люди думают, что рыба глупая. Как бы не так! Щука любит хватать приманку и тут же под камень нырять: попробуй, вытащи ее оттуда. А некоторые и вовсе умудряются откусывать приманку и избегать крючка.

Фотокорреспондент с водителем начинают подсчитывать, сколько и чего им необходимо для такой же рыбалки на ближайших выходных. Даже я, встречавшая до этого удочки лишь на картинках, включаюсь в обсуждение. Оказывается, внешне спокойное рыбное хобби может быть захватывающим и по-настоящему интересным.

Помойка вместо инфраструктуры

Казалось бы, при такой популярности берег Бурейского водохранилища должен быть заставлен домиками и прокатными катерами. А районный бюджет мог бы получить хорошее пополнение за счет рыболовов. Однако вместо этого туристов чаще всего встречают груды мусора и бревен.

До последнего времени на водохранилище было  две базы отдыха, где рыбаки могли провести несколько дней на «культурной рыбалке». Первая база принадлежит Михаилу Поленку — на ее территории  есть домики, баня, небольшой магазин. Желающих ждут прокатные катера, а пойманную рыбу за отдельную плату готов приготовить местный повар. Самостоятельные кулинары могут воспользоваться мангалами или специально оборудованными для костра площадками.

Казалось бы — отдыхай сколько хочешь. Проблема в том, что на машине на эту базу попасть невозможно. Так что всем желающим приходится оставлять автомобиль на берегу и нанимать катер, который за тысячу рублей перевозит всех желающих. Не каждый решится бросить на несколько дней автомобиль. Да и по расходам получается накладно.

Несколько лет назад еще один местный предприниматель Александр Зверев решил также построить базу на берегу водохранилища. Место выбрал недалеко от Талакана: удобная дорога и не так много средств уйдет на бензин.

Эта территория раньше была одна большая помойка! Восемь КАМАЗов мусора вывезли, — вспоминает Александр. — Разровняли территорию, поставили домики, начали строить трехэтажное здание с гостевыми комнатами. Собирались детскую площадку сделать, для катеров нормальный причал и хорошую автостоянку.

Однако тут выяснилось, что на земле, которую взял в аренду предприниматель, должен быть муниципальный пляж. В итоге от базы осталось лишь четыре домика, судьба которых пока не определена. Местные власти намерены часть берега отвести под пляж, а другую — сдавать в аренду. Однако предприниматель уверен: желающие вряд ли найдутся. Во-первых, аренда земли стоит больших денег, во-вторых, большинство рыбаков предпочитают обращаться к помощи нелегалов.

Амурчане предпочитают нелегалов

Тут сейчас какая ситуация, — объясняет нам один из заядлых амурских рыболовов, — Цивилизованных баз практически нет: одна слишком далеко, добираться до нее сложно. Да и рыбалка такая встанет в круглую сумму. Туда обычно едут цивилизованные рыбаки из других регионов и местная элита.

Амурские рыбаки в основном предпочитают прибегать к услугам местных «таксистов». Дело в том, что для полноценного отдыха с удочкой необходимы как минимум катер и стоянка для машины. И нет ни одного частного предпринимателя, готового официально предоставить эти услуги. Зато есть жители из близлежащих поселков, которые за тысячу рублей могут привезти вас на нужное место и через два дня забрать обратно. Машина рыбака в это время стоит на нелегальной стоянке, которую организуют перевозчики.

Контролировать данный процесс, как и поведение рыбаков, некому. Если на территории баз отдыха за чистотой и порядком следят специально нанятые люди, то в случае рыбаков дикарей остается уповать только на добропорядочность туристов. В итоге на берегу Бурейского водохранилища остаются бутылки, полиэтиленовые пакеты и горы другого мусора. Нередко из-за плохо потушенных костров разгораются пожары.

Местные жалуются: водоем загрязняют туристы из других территории Приамурья, а купаться среди мусора приходится жителям Бурейского района. В муниципалитете разводят руками: контролировать все подъезды к водохранилищу невозможно. Увещевать рыбаков — практически бесполезно. По идее, следить за чистотой берега стоит прежде всего тем, кто зарабатывает на развозе рыбаков. Но обязать их можно лишь  в том случае, если они официально зарегистрированы и, следовательно, несут ответственность за свою работу. Однако таксисты пока не спешат становиться предпринимателями.

Да мы бы и рады выйти из тени, — разводит руками один из «таксистов». — Зарегистрировать ИП, взять в аренду участок земли. Я, например, готов там поставить урны и сделать площадку под палаточные лагеря. Только землю-то нам не дают! Это основная проблема. Давали бы землю — тут уже давно уже были бы все условия для цивилизованного отдыха рыбаков.

Замкнутый круг

Камень преткновения в том, что береговая линия Бурейского водохранилища является федеральной землей.

Вы поймите, мы просто не имеем право использовать или как-то распоряжаться этой землей, — комментирует глава Бурейского района Павел Штейн. — 256 метров от воды — наши полномочия распространяются до этой отметки. И потом, в 2009 году было создано федеральное государственное унитарное предприятие  «Управление эксплуатации Бурейского водохранилища». Это они должны распоряжаться землей, а также чистить берег и вообще контролировать ситуацию на подведомственной территории.

Мы попытались дозвониться в эту структуру. Однако смогли связаться только с бывшим начальников управления Александром Пуха.

На этой земле вообще ничего строить нельзя, о чем вы говорите? — возмущается мужчина. — Эта отметка поставлена не случайно. Уровень воды в водохранилище зависит от работы Бурейской ГЭС. И если, например, начнется паводок, уровень воды в водохранилище может подняться на 10 метров. И затопит тогда все эти домики и лагеря!

Что же касается чистки берегов, то здесь сотрудники зависят от федерального финансирования. К сожалению, на сегодняшний день средств хватает лишь на очень скромное количество работ. Ведь только для того, чтобы проехать на катере из одного конца водохранилища в другой, необходимо потрать около 50 тысяч рублей на солярку.

Получается замкнутый круг: рыбаки хотят отдыхать на озере (разбивать лагерь в четверти километра от озера желающих немного), а значит, будут обращаться к нелегалам. А те, в свою очередь, не будут регистрировать деятельность, поскольку не могут взять участок в аренду.

Поэтому ждать цивилизованного и бюджетного рыбацкого отдыха на Бурейском водохранилище в ближайшие годы вряд ли придется. Все, на что остается уповать местным жителям: совесть рыболовов-дикарей. Однако груды мусора на берегах озера наглядно доказывают, что сознательности туристам явно не хватает.

Озеро разнообразия: от ротана до тайменя

По словам рыбаков, туристов привлекает не количество рыбы в водохранишище, но и ее разнообразие. «Все зависит от того, в каком месте ловишь. У одного берега закинул удочку — щуки, ротаны, караси. Поднялся вверх, до притока —  вот тебе уже другая рыба: таймень, линок, хариус,  — делятся местные профи. —  Неподалеку можно поймать чебака, налима, сома. И все  – на одном водохранилище! Кто ж устоит против такого разнообразия.

Сколько стоит «цивилизованная» рыбалка на Бурейском водохранилище:

100 рублей — оплата стоянки для автомобиля

1000 рублей — катер, который доставит на базу и привезет обратно

700 рублей – стоит место в домике с чистой постелью (бывают двух-, трех- и четырехместные домики)

500 рублей в час — баня

50 рублей в час  прокат лодки, аренда катера договоная

300 рублей — услуги повара

300 рублей в час — бильярд

Мнение:

Игорь Горевой, министр внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства

Федеральные земли уже не в первый раз встают на пути развития туризма в нашей области. Вы знаете, что на территории Приамурья велись палеонтологические раскопки. У нас есть музей динозавров, мы готовы вложить средства, чтобы благоустроить территорию и привозить сюда туристов. Но дело в том, что эта территория является федеральной, поэтому вкладывать в нее средства нецелесообразно. Получается, есть бренд, есть раскопки, есть деньги. А приступать к работе мы пока не можем. Наши специалисты сейчас пытаются найти выход из этой ситуации, и я думаю, она аналогична той, что происходит на Бурейском водохранилище. Рыбалка в этом водоеме имеет все шансы войти в туристическую программу. Мы разрабатывали этот вопрос, однако пока не нашли предпринимателей, готовых и имеющих возможность сотрудничать. Но если появятся люди, готовые взяться за развитие такого вида отдыха, мы готовы предоставить им субсидии до 500 тысяч рублей в рамках целевых программ и поддержку при решении земельного вопроса.

Возрастная категория материалов: 18+