А вот 12-го синоптики обещают грозу и дождь, который при малооблачной погоде ожидается во все последующие дни, причем 16 и 17 июля опять с грозами. Насколько можно быть уверенным в таком долгосрочном прогнозе? Этот вопрос мы задали главному синоптику амурского Гидрометцентра Елене Печкиной, которая на днях побывала в редакции АП. 

— Прогноз на сутки — это то, чем занимается наш Гидрометцентр. За это мы несем ответственность. И еще предлагаем для народного хозяйства консультативные прогнозы на неделю. Больше мы ничего не можем сделать, потому что методикой долгосрочных прогнозов не владеем. Такие прогнозы делают в хабаровском Гидрометцентре, Росгидромете и ФОБОСе. Но и это не гарантия, не справка, а лишь предположение. Для себя мы вывели алгоритм: если вы смотрите, к примеру, месячный прогноз даже на лицензионном сайте Gismeteo, первые три дня можете быть почти уверены в обещанной погоде, а затем с каждого последующего дня снимайте 15 процентов достоверности. Надежных моделей прогнозирования погоды на такие сроки нет, — констатировала главный синоптик. 

Помогите кроссворд разгадать

Обычно, когда синоптический прогноз сбывается, мы не обращаем на это внимание. Девять из десяти точных прогнозов никто не помнит, но как только он не состоялся, некоторые считают своим долгом обязательно прозвонить в Гидрометцентр.

— Одни просто стыдят нас, другие откровенно хамят, иногда даже угрожают. За годы работы чего только не приходилось выслушивать, — призналась Елена Александровна. — Однажды женщина долго истерила в трубку: «У меня капуста замерзнет! Почему вы сообщили о заморозках в три часа дня, когда автобуса уже нет, чтобы в сады доехать?» Получается, мы виноваты в том, что расписание транспорта для дачников такое. 

Бывают и просто анекдотические случаи. Например, дежурный синоптик готовит прогноз, а тут звонит человек и начинает играть на баяне, мешает работать. Сотрудники Гидрометцентра нашли выход: синоптик позвал метеоролога, и пока тот слушал баян, сам готовился к эфиру. 

— Бросить трубку мы не можем, потому что обязаны отвечать на все поступающие звонки, — пояснила Елена Печкина, у которой за ее многолетнюю практику возникали самые разные ситуации. 

Представьте: ночь, специалист занят сбором информации — она поступает в областной Гидрометцентр с постов наблюдения каждые три часа, ее надо быстро проанализировать и отправить куда следует. И вдруг зазвонил телефон. Дежурный синоптик бежит в соседний кабинет, сшибая на ходу стулья, лишь бы успеть, хватает трубку, а там говорят: «Девушка, что такое ударно-разрядная погода?» «Гроза», — отвечает. А на другом конце провода радостно: «Подходит!». Оказалось, что человек просто не мог кроссворд разгадать. 

— В другой раз одна из моих коллег попалась на такую же удочку, — привела еще один пример Елена Печкина. — Около двух часов ночи позвонила женщина и со знанием дела стала задавать вопросы. Сотрудница решила, что это профессионал, может, из Хабаровска начальство звонит. Она сидела и подробно объясняла карты, воздушные фронты, почему, по ее предположению, утром в Благовещенске возможен дождь. Женщина ее внимательно выслушала и отвечает: «Вот я и думаю: снимать белье с балкона или нет». 

Нервы нужны железные 

— У меня дома есть книга, где собрана медицинская информация о том, какими заболеваниями страдают профессионалы к концу жизни. Так вот, каждый второй синоптик к старости имеет серьезный диагноз «острый невроз». Я сама наблюдаю, как с годами изменился мой характер, нервная система совсем ослабла, — с улыбкой заметила гостья редакции и припомнила случай. — Однажды стою на автобусной остановке. Зимнее утро, воскресенье, идет легкий снежок. И я поймала себя на мысли, что, пожалуй, только четырех человек в городе интересует, прогнозировали мы этот снег или нет. И двое из них сейчас мечутся у окон и выясняют: что же такое происходит, ведь осадки не обещали! Крайне неудачный прогноз сильно бьет по самолюбию. Это касается нас, синоптиков народного хозяйства. А я представляю, каково приходится авиационным синоптикам, какие у них должны быть стальные нервы. Ведь они полностью отвечают за жизнь людей.  

Хотя большинство синоптиков амурской гидрометслужбы женщины, Елена Печкина считает свою профессию скорее мужской. Здесь требуется математический склад ума, умение одновременно держать в памяти и анализировать много информации, принимать решение оперативно и брать на себя ответственность. Если женщина обладает всеми этими качествами, она сможет состояться в профессии. 

— И еще важна интуиция. Чтобы стать настоящим профессионалом, отличных знаний физики, атмосферы и природных явлений мало. Иногда отключаешь ум, логику и прислушиваешься к внутреннему голосу. Хотя, честно скажу, случалось, что интуиция меня подводила, — признала синоптик со стажем. — У каждого из нас есть свой скелет в шкафу — откровенно пролетный прогноз, за который очень стыдно. У меня это было 19 сентября 2000 года.

 В тот день она выходила в прямой эфир на ГТРК «Амур», видела, что подходит холодный фронт, и сообщила, что в Благовещенске будет дождь, а температура воздуха не поднимется выше +8. Она и не поднялась… Когда после съемок звезда амурского экрана вышла на улицу, было 0 градусов и повалили белые хлопья. Ничего не ведающая о прогнозе дочь радостно воскликнула: «Смотри, снег пошел!», а у мамы слезы из глаз.

— Когда я это увидела, решила: все — увольняюсь! Такой позор я вынести просто не смогу. Но коллеги отговорили. У нас каждый хоть раз если не писал заявление, то собирался увольняться. В таких случаях мы успокаиваем себя, вспоминая поговорку: синоптик не ошибается, синоптик иногда путает место и время. 

 

Между тем

Приметы про Покров у нас не работают

Есть много народных примет о погоде, но синоптики к наблюдениям наших предков относятся во многом скептически, полагаясь на законы физики и здравый смысл.

— Иногда видела, как молодые специалисты по утрам ходят и смотрят муравейники —закрыты или нет. И сама, когда только начинала работать, тоже смотрела, каюсь, — признала Елена Печкина. — Если примета имеет под собой научное обоснование, почему бы и нет. К примеру, пресловутые ласточки. Считается, если они летают низко, быть дождю. Все вполне объяснимо: давление падает, мошка вьется ближе к земле, и ласточки, которым нужно охотиться, — тоже. Это наблюдение обосновано физическим явлением. 

К таким можно отнести и приметы про церковный колокол: если его утром хорошо слышно, будет ясный день. Чистый воздух, антициклональный тип погоды, поэтому звук далеко разносится. Роса утром — это тоже признак антициклональности, погодоустойчивости. И квакающие лягушки тоже по науке предсказывают хорошую погоду, потому что они тонко чувствуют и реагируют на повышение давления. А красные закаты и восходы, наоборот, говорят об облачности, которая преломляет солнечный свет. Это сигнал — жди ветреной погоды или выхода циклона. 

 А вот народным приметам про бабье лето и Покров верить нельзя. Эти наблюдения велись в средней полосе России и к Дальнему Востоку не имеют никакого отношения. 

Бабье лето у нас может длиться один день, а может — весь сентябрь. Что касается второй приметы, то она правильно звучит так: если на Покров ветер дует с запада и идет снег, то зима будет теплая и снежная, а если с востока и нет осадков — холодная и бесснежная. Если говорить о средней полосе России, то у них с запада находится Атлантика, а с востока — Сибирь. У нас наоборот: с запада — Сибирь, а с востока — Тихий океан. Так что никакой Покров со снегом здесь вообще не работает. 

Рекорды амурского лета 

Июнь 2010 года стал абсолютным рекордсменом в погодной истории Приамурья по многим параметрам:

-За месяц выпало 226 мм осадков при норме 95. 

С 23 по 25 июня были самые теплые ночи за всю историю метеонаблюдений — средняя температура +22. 

+ 39,4 — температурный максимум, который когда-либо был зарегистрирован в Благовещенске, пришелся тоже на июнь 2010 года.

+ 42 — абсолютный летний тепловой рекорд отмечен 25 июня 2010-го в Белогорске и Свободном.

 Рекорд годовых температур побил 2008-й — он стал самым теплым годом в Благовещенске — средняя температура по году составила +3,3. 

Ночной град — это аномальное явление произошло 27 июля 2006 года в Гродекове Благовещенского района. 

Самое мокрое лето было в 1972 году — 515,6 мм. 

Самым сухим был 1925 год — за все лето тогда выпало всего 184 мм осадков, учитывая, что 25 мм норма только июля. 

Последний смерч, отмеченный метеорологами, произошел летом 2011 года в Благовещенске. 

 

Мокрый суточный пьедестал

«Золото» — село Братолюбовка Ромненского района, где 8 августа 2000 года выпало 168 мм дождя всего за два часа!

«Серебро» — Норск с его суточным летним рекордом в 135 мм.

«Бронза» — Благовещенск, где 27 июля 1928 года выпало 113,3 мм осадков.

Возрастная категория материалов: 18+