Наши проводники Кирилл и Евгений везут в большом плавучем чемодане суточный запас еды.Наши проводники Кирилл и Евгений везут в большом плавучем чемодане суточный запас еды.

Трое в лодке, не считая инструкторов

Еще вечером отдыхающие на охотничье-туристической базе Ульма дружно собирались на сплав, у костра строили грандиозные планы. «Поплывем на двух лодках, будем по очереди грести и песни всю дорогу петь», — восхищались гитаристы, приехавшие на областной фестиваль бардовской песни. К утру желающих осилить несложную трассу заметно поубавилось. В итоге налечь на весла пришлось только корреспондентам АП.

— Меньше народу — больше кислороду, — мудро замечает опытный инструктор Кирилл Позлутко. — Сложно вам придется, но ничего, выплывем. Ульма хоть речка и своенравная, но сейчас вода немного спала, течение спокойное. 

— Да не переживайте вы так, — смотрит Кирилл на наши озабоченные лица. — Еще никто не пострадал. Всех доставлю в лучшем виде. По этой реке даже школьники ходят. Не пожалеете, уже раз двадцать сплавился. Не надоело, каждый раз открываю для себя что-то новое. 

Перед дальней дорогой проходим инструктаж. Качаем лодку, учимся грести. С утра уже за тридцать. Этим летом в северном Мазановском районе жарче, чем на юге Приамурья. Температура воды в Ульме плюс 25—26 градусов. Солнце нестерпимо печет. Защищают очки, головной убор и спасательный жилет. Хоть местами вода по пояс, но страховку снимать с себя нельзя. 

А дальше — как в армии. Гребем, влево поворачиваем, вправо и наоборот. Хотя нас чаще прибивает к левому краю. В эту сторону ветер дует. Пару раз прокрутились на воде. По берегам раскинулись березовые рощи, сосновые боры, заливные луга. Можно вообще никуда не ехать, собирать грибы и землянику. «Если повезет, можно лося или дикого козла в Ульме застукать, — делятся информацией перевозчики. — Жара, пауты и прочий гнус загоняют животных в реку. Вода в этом случае для них единственное спасение. В Ульме большие залежи золота, но эта земля заповедная, мыть драгметалл здесь нельзя. Может, вам повезет, найдете слиток».

Однако главное богатство этих мест — живописная природа, изумительный растительный и животный мир. Копытную фауну тайги засечь не удалось. Зато, хаотично орудуя веслами, мы разбудили водяного. Вдруг сбоку от лодки что-то булькнуло и метнулось в сторону. От удара странного существа мы едва не перевернулись. 

— Да не крокодил это, — улыбаются проводники Кирилл и Женя. — Скорее всего, сома-гиганта потревожили. Жарко, залез бедолага поглубже в песок, а тут вы его веслом хлопнули.

Вокруг, словно насмехаясь над незадачливыми путешественниками, пытающимися обойти корягу, каркают вороны, летают аисты. В кустах щебечут птички с экзотическим бирюзовым оперением и длинным клювом. Внешне они напоминают волнистых попугайчиков.

Домик бабушки-колдуньи

Ульма берет свое начало в Хабаровском крае. Сверху река напоминает серпантин, сплошные повороты. Иногда водный ландшафт петляет, как нить Ариадны, или закручивается в восьмерку — только успевай вписаться в нужное русло. По суше от села Ульма до Углового всего 14 километров. По реке — 50. Речка не глубокая — полтора-два метра, есть места и по пояс. Если надоело скучать на корме, можно поплескаться за бортом. Илистое дно напоминает пушистый ковер. Плывшие до нас ученики из Красноярова посчитали повороты, их оказалось 70. Мы же принялись считать косы и необитаемые острова, нарисованные матушкой-природой. Ровные, с мягким песочком. Лучшее место для пляжного волейбола не придумаешь. Если вода поднимается, то затопляет всю округу, подмывает деревья. Если падает, то на свет божий показываются берега, с такой четкой архитектурой, будто рука невидимого мастера создала этот причудливый узор. В общую картину органично вписывались огромные, похожие на вертолеты стрекозы. Иногда даже камуфлированные. На тело смело приземлялись бабочки-красавицы. Чувствовалось, как они цеплялись своими лапками. 

А вокруг — необитаемая земля. Вдруг из-за очередного поворота выглянул бревенчатый сруб. «Говорят, в этом доме живет бабушка-колдунья, — просвещает Кирилл, — собирает травы, грибы-ягоды. Может, и на зверя ходит. Здесь везде охотничьи зимовки. Сам я ее никогда не видел. Раньше село было раскидано, люди жили хуторами. Сейчас деревня вымирает, население разбежалось кто куда, а эта женщина осталась». 

Обед по расписанию

Три часа дня, есть хочется, а до привала надо еще доплыть. Дневная и ночная стоянки — самое приятное времяпровождение. Главное — заранее запастись продуктами. Дровами и рыбой обеспечит щедрая и хлебосольная Ульма. Воду можно брать и кипятить прямо из речки. Она прозрачная и чистая. 

Через полчаса вода в ведре закипает, чистим картошку, открываем тушенку. Вкуснее в этой жизни ничего не ели. А таежный чай, заваренный из обычных пакетиков, лучше всего утоляет жажду. После сытного обеда можно отдохнуть на песочке. Кстати, корреспондент АП была единственной дамой в команде, поэтому благородные мужчины решили избавить ее от кастрюль.

Ночная стоянка на большом острове принесла долгожданную прохладу и задушевную беседу у костра. Не мешали и комары. Вместо противного писка на всю необитаемую округу трещали сверчки и ухали птицы. Временами пернатым удавалось заглушать храп уставших товарищей.

Нас мало, но мы в тельняшках

Утром, съев остатки праздничного ужина и помывшись в Ульме, мы снова двинулись в путь. Кстати, в Угловое мы приплыли в срок и заслужили похвалу бывалых. «Прошлый раз восемь человек на веслах сидели, а к месту пришли гораздо позже». А уже в Благовещенске мы хвастались черным ульминским загаром и незабываемыми впечатлениями. Хочется перефразировать любимый мультик «Каникулы в Простоквашино» — отдыхать надо здесь, на Ульме: близко, интересно, дешево и сердито. Никаких вечерних платьев не надо. Уже сегодня по нашему пути пройдут трудные подростки из Мазановского района. Вот это воспитание!

  «Сливаемся» как надо

Как с пользой дела проплыть более пятидесяти километров, чтобы потом не было мучительно больно, советы дает Кирилл Позлутко.

— Перед походом позаботьтесь о запасе сухой одежды. Мокрый сытого не разумеет. Сменное белье необходимо завернуть в непромокаемый пакет. На протяжении всего пути тщательно закрывайте части тела. Особенно те, которые находятся в воде: колени, голени, ступни. Вода, как зеркало, притягивает солнечные лучи. Подойдут длинные легкие брюки. Обязательны головной убор, закрывающий часть лица, и темные очки. В противном случае можно получить ожог глаз. Возьмите солнцезащитный крем, средства от комаров. 

— Не скупитесь на еду. На природе кушать хочется всегда. Не стоит брать колбасу и другие скоропортящиеся продукты. Возьмите консервы рыбные, мясные, каши, картошку, печенье перекусить. После себя уберите мусор. Отходы сожгите или закопайте в землю.

 — Внимательно слушайте команды инструктора. Самое страшное в пути нарваться на плывущую корягу. У древесного айсберга острые края. Они могут продырявить единственное средство передвижения. И тогда ваш путь с полным снаряжением продолжится пешком. Учитывая, что в этих краях нет сотовой связи, идти вам придется долго.

Попугаи-зимородки
Как стало известно «Амурской правде», экзотические лазурные птички отнюдь не волнистые попугайчики. Как рассказал амурский орнитолог Василий Дугинцов, это зимородки. На Ульме их довольно много. Они гнездятся в норах, которые сами копают. Питаются мелкой рыбешкой и действительно напоминают попугаев-неразлучников. 
— Я вам завидую, — восхищается Василий Антонович. — Последний раз был на Ульме лет десять назад. Там богатейший природный мир, который до конца еще не изучен. Там я наблюдал 12 амурских кобчиков (самый мелкий представитель хищных птиц, рода соколов). Гнездятся бакланы, цапли, дальневосточные аисты, японские журавли, лебеди. В реке водятся сомы весом по 30 килограммов.
Все на сплав 
Стоимость двухдневного сплава — 400 рублей с человека. Свои заявки на участие вы можете отправлять по адресу: с. Новокиевский Увал Мазановского района, ул. Школьная, 9, телефоны: 8 (41644) 2-24-02, 2-18-82. Организатор походов — председатель КВОМС Александр Скорохватов. Телефоны: 8-924-675-35-22, 8-914-592-10-75.

Возрастная категория материалов: 18+