— Вячеслав Александрович, темпы жилищного строительства на территории Приамурья в последние годы выросли весьма ощутимо. В прошлом году застройщики сдали почти четыре тысячи квартир общей площадью 240 тысяч квадратных метров. Какие планы на этот год?
— В 2012-м мы должны ввести в эксплуатацию 300 тысяч квадратных метров — это в полтора раза больше, чем в 2011 году. В 2013-м будет построено еще 360 тысяч квадратных метров жилья. Объемы будут увеличиваться каждый год. Так, в планах на 2018 год сдать 800 тысяч квадратных метров.
— В основном жилая застройка ведется в Благовещенске. Казалось бы, увеличение новостроек должно провоцировать снижение цен на рынке первичного жилья. Однако сегодня цены достигают 70 тысяч за квадратный метр. Неужели себестоимость жилья здесь настолько высока?
— Цена квадратного метра складывается из нескольких показателей. Во-первых, это стоимость земли. Нередко застройщикам приходится расселять жителей частного сектора, дома которых стоят на территории будущей многоэтажки. Это повышает цену нового жилья.
Еще одна статья расходов — стройматериалы. Их ценник за последний год вырос в среднем на 20 процентов. К тому же немало средств уходит на подключение к инженерным сетям — нередко застройщикам приходится самостоятельно прокладывать теплосеть и водопроводные трубы.
И все же рентабельность жилья в Благовещенске крайне высока. Наши специалисты проводили исследование: с учетом всех расходов себестоимость квадратного метра в Благовещенске не превышает 38—40 тысяч рублей. Но государство не имеет права диктовать цену частным застройщикам. Мы можем утвердить стоимость квадратного метра бюджетного жилья — например, для Приамурья этот показатель сейчас 34 тысячи. Но что касается коммерческого жилья — тут у нас руки связаны.
Наши расходы — наша цена
— И что же, благовещенцам только и остается, что покупать квартиры по заоблачным ценам?
— Ну почему же. У нас есть соответствующее поручение президента Владимира Путина. Он предложил бесплатно выделять землю для застройки тем компаниям, которые будут возводить жилье по установленной цене. В нашем случае это 45 тысяч рублей за квадратный метр. Эта цифра приблизительная, но дороже быть не должно.
У нас есть 800-й квартал, на территории которого мы и собираемся вести застройку. Главная задача сейчас — провести там инженерную инфраструктуру. Чтобы застройщик зашел на участок и начал строить, а не думал о цене или о том, как подвести сети. Государство берет расходы на себя, но оно же и устанавливает стоимость жилья. Строительство должно начаться уже в следующем году. Часть квартир мы предложим приобрести семьям, которые стоят в очереди на улучшение жилья. Остальные будут продаваться в общем порядке.
— А не получится ли так, что строители, стремясь сэкономить выделенные средства, начнут делать быстровозводимые дома вместо капитальных или будут экономить на стройматериалах?
— А с чего вы взяли, что быстровозводимые дома хуже капитальных по качеству? Разница лишь в сроках строительства, но не в конечном результате. Да, мы привыкли к домам из кирпича, это материал прошлого, сегодня города-миллионники строят из бетона и стекла, и ведь люди там не мерзнут! И у нас есть примеры — мы в прошлом году сдали немало быстровозводимых сборных панельных домов в Ивановке, Магдагачах, Зее, Белогорске, Свободном. Люди пережили в них зиму, и нареканий не было, в домах тепло. Бояться такого вида строительства не нужно: показатели звуко- и теплоизоляции быстровозводимых зданий превосходят аналоги из кирпича или дерева.
Ну а что касается экономии на стройматериалах — для этого у нас есть Госстройнадзор, который будет контролировать процесс строительства.
Материалов хватит на всех
— Что ж, объемы строительства жилья впечатляют. Но возникает закономерный вопрос: где взять стройматериалы для новых домов? Ведь если строителям придется закупать кирпич, бетон и цемент в других регионах, вырастет себестоимость квадратных метров.
— На самом деле, если брать в расчет именно коробку здания, Приамурье сегодня обеспечено стройматериалами на 100 процентов. У нас производят кирпич, железобетонные плиты, сваи. Конечно, строительная база в области развита слабее, чем в том же Владивостоке или Хабаровске. Но мы работаем в этом направлении. Многие амурские заводы в перестройку развалились, позже их купили коммерсанты, но на полную мощность предприятия так и не вышли.
Однако сейчас мы убеждаем владельцев вкладывать часть прибыли в модернизацию оборудования, в новые технологии. Например, один из заводов, который выпускает красный кирпич, в следующем году обновит свое оборудование и, возможно, запустит линейку облицовочного кирпича. Плюс к этому крупные строительные компании возводят собственные заводы. Так, «Буреягэсстрой» в этом году должна запустить в Астрахановке свою линию по железобетонным конструкциям, также они будут производить газобетонные блоки.
А вот цементного завода в области нет. Правда, есть бизнесмены, которые готовы реализовать этот проект, но сейчас они ищут инвесторов и готовят предпроектную документацию. Поэтому пока цемент у нас привозной.
— Хорошо, стройматериалов у нас хватает. А людей?
— Да, ситуация с рабочей силой в области тяжелая. Не хватает всех — от специалистов с высшим образованием до каменщиков и отделочников. Сегодня центр занятости не может покрыть нашу потребность в рабочей силе.
В этом году квоты на иностранных рабочих у нас остались на уровне прошлого года, но, поскольку объемы строительства растут, скорее всего, в будущем году нам придется увеличивать количество гастарбайтеров, иначе мы просто не выполним план.
Инфраструктура и конкуренция
— Какие первоочередные задачи стоят сегодня перед министерством строительства Приамурья?
— Самая главная проблема строительной отрасли — нехватка земли, обеспеченной инфраструктурой. В основном это, конечно, касается Благовещенска — именно здесь идет активное жилищное строительство. Нам не хватает воды, тепла, канализации. Сети сейчас работают на пределе мощности!
Необходимо в ближайшее время построить вторую очередь ТЭЦ. Однако самостоятельно область такой проект не потянет, поэтому мы работаем над получением средств из федерального бюджета. Сейчас проводится модернизация водозабора, который находится в Моховой Пади — пробурены дополнительные скважины, возведены резервуары и помещения для обработки воды. В следующем году планируем провести новую нитку водозабора и таким образом увеличить приток воды в город.
Ведется работа и по коллектору — это замена труб и увеличение их пропускной способности. Идет работа на строительстве очистных сооружений. Большая часть работы запланирована на этот год, но закончить сможем только в 2013-м. Также нам необходимо модернизировать котельные, где это возможно.
В общем, работы очень много, но и мы на месте не сидим. Понимаем, что если в этом году мы построим 300 тысяч квадратных метров, а на следующий год собираемся 360 построить, то подключить их просто не сможем. Так что развивать инженерную инфраструктуру в Благовещенске — задача сложная, но необходимая.
— Вячеслав Александрович, вы стали министром строительства Приамурья в декабре прошлого года, до этого работали в других регионах страны. Каким вы увидели Благовещенск?
— На мой взгляд, это достаточно симпатичный и уютный город. Непривычно, что Китай совсем рядом — через реку. Я там уже побывал пару раз. Ну а что касается строительной сферы, меня лично удивило отсутствие конкуренции. Конечно, хорошо, что здесь работают местные строительные компании, но их мало.
А чтобы снизить цену, конкуренция необходима — ведь монополисты стоимость квадратного метра скидывать не будут.
Быть строителем — не только кирпичи класть
Несмотря на строительную должность, по образованию Вячеслав Бояров экономист. Однако, как признается министр, где бы он ни работал, всегда сталкивался со строительством. «Когда я только окончил институт, мы с коллегами строили спортзал. Работая на Камчатке, принимал участие в строительстве завода и офисных зданий. Однако быть строителем — это не только уметь класть кирпичи и забивать сваи. Задача нашего министерства — разрабатывать программы, и здесь уже больше нужно экономическое образование. Мы должны прокладывать дорогу строителям области. Остальное они сделают сами».
Перспективы развития промышленного строительства в Амурской области:
Завод по производству стекольной продукции в Райчихинске
Зейский цементный завод в Шимановском районе
ЗАО «Управление карьерно-бетонного хозяйства» в Благовещенске.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии