Быть, как все, или самой лучшей?
«Мам, я правда красивая?» — к кучке молодых мам, контролирующих гулянье своих чад со скамейки, подбежала девочка лет пяти. Я рядом на качелях, разговор слышу отчетливо. «Кто тебе такое сказал?! — возмущенно шепчет женщина. — Ты обычная, такая же, как все!»
Я не психолог и не могу компетентно ответить на вопрос: нужно ли хвалить своего ребенка, говорить ему, что он самый умный, самый красивый, самый талантливый? Чтобы он был уверен в себе и своих силах, чтобы стремился достичь большего. А вдруг он зазнается, станет высокомерным, будет поплевывать на сверстников с колокольни и поэтому станет изгоем. А если ребенок не красив или откровенно глуповат — стоит ли постоянно напоминать ему об этом? Чтобы он, не дай бог, не попытался отличиться и не попал в смешное положение, чтобы с детства знал свое место под солнцем. А может, нужно растить среднестатистического ребенка, чтобы не выделялся из толпы, был скромен, шел вровень со всеми, не кичился математическим умом, красотой или французским платьицем.
Если честно — не знаю. Но передо мной пример подруги. Юля — девушка красивая. Если бы про нее сочинили любовный роман, то ее описание выглядело бы примерно так: «Она словно грешный ангел, сошедший с небес, — смуглая, стройная, высокая. А от лица невозможно оторвать взгляд — огромные карие глаза, глубокие, словно омут, обрамленные длинными, черными ресницами; сочные чувственные губы, аккуратный ровный носик. А длинные, вьющиеся волосы, цвета воронова крыла, блестели в ночи, словно черный атлас». В общем, хороша со всех сторон, к тому же умна, добра, с прекрасным чувством юмора и минимумом вредных привычек. А вышла замуж за откровенное хамло. Мотивация: «Я больше никого себе не найду». Мне казалось это странным — такая девушка, а терпит издевательства, унижения, нескрываемые измены своего недалекого не красавца-мужа. Она рыдала в подушку, а я подбивала ее на развод, мол, лучше одной, чем с кем попало. Но она терпела — она боялась остаться одна. Потому что в 23 года шансов, что на нее обратят внимание с целью долгосрочных отношений, ноль.
И долго я не могла понять, откуда растут ноги этого феномена. А оказалось, что все банально и эти ноги — из детства. Мама Юли — статная симпатичная женщина — никогда не считала нужным сказать своей дочери, что она довольно-таки ничего. Она даже промолчать по этому поводу не считала нужным. «Мне мама всегда заявляла, что я страшная, — как-то разоткровенничалась подруга. — Или отцу при мне говорила: «Ноги-то у нее длинные, а вот на лицо не удалась. Кто на такую позарится? А если у меня появлялся мальчик, она объясняла: ему от тебя нужно только одно». И бедный ребенок с детсада был уверен, что он гадкий утенок и пристроиться в пару к прекрасному лебедю — нечего и мечтать. Нужно довольствоваться малым. Вот и мыкалась с моральным уродом, который когда-то имел счастье обратить на нее внимание.
Я глубоко уверена, что все слова материальны. И маленькая частицы «бы» способна изменить целую человеческую жизнь. Вот не говорила бы мама Юли, что она страшная, как бы сложилась ее жизнь? Задумывались бы все о таких мелочах…
К слову, Юля развелась и снова вышла замуж. За хорошего, пусть и не очень симпатичного парня. Она счастлива, но по-прежнему считает себя не ахти и не раздевается на пляже.