«А на что жить?»
Дочери моей подруги 13 лет. Она отлично рисует — не только красками, но и на планшете. «Хочешь стать художником?» — спрашиваю я. «На этом не заработаешь», — вздыхает девочка и садится за компьютер: у нее онлайн-урок по химии. Этот предмет Даша планирует сдавать через 4 года на ЕГЭ. Просто потому, что в нашей области два крупных завода — АГПЗ и АГХК, уровень зарплат на которых выше, чем в среднем по региону.
«Мама, почему взрослые грозятся: не будешь учиться, станешь дворником? Что в этом плохого?» — спрашивает меня десятилетний сын. Мы открываем сайт «Авито», выбираем Благовещенск. Средняя зарплата в этой профессии — 35 тысяч рублей. Заходим в раздел «Недвижимость». Месячная аренда однокомнатной квартиры всего на пять тысяч меньше. «А на что жить?» — удивляется сын.
«Мы закапываемся в интернет, чтобы выяснить, сколько в нашей стране блогеров и как много из них смогли зарабатывать на своих каналах. Результаты сына не радуют. Он вздыхает, но уже не спорит, когда я предлагаю налегать на математику, а в будущем — на химию, физику и программирование».
Старшее поколение действительно жило в другой реальности. Да, им с детства прививали мысль, что труд — это благородно. Чем больше ты работаешь — тем ты круче. Не важно кем — учителем, строителем, продавцом или агрономом. Выбирай по душе и работай эффективно. Тогда молодежь действительно могла себе позволить идти за мечтой. Ведь какую бы профессию ты ни выбрал, рабочее место тебе предоставят. Квартиру, с высокой вероятностью, дадут. Как и путевку в санаторий, пусть и раз в несколько лет.
Ты можешь себе позволить несколько детей: образование и лечение, одежда и базовые развлечения для ребенка не «высосут» половину зарплаты. Да, были более и менее привилегированные профессии. Но в среднем по стране разрыв между доходами и благами в разных сферах был не настолько сильным, как сегодня.
Выбор профессии — вопрос выживания
Говорят, сложнее всего пришлось детям девяностых. Потому что воспитывало их еще советское поколение с советскими же ценностями. А жить (и выживать) пришлось в мире с капиталистическими правилами. И если твоя профессия благородна, приносит пользу людям, но платят за нее 40 тысяч в месяц, то отправляться на море в Сочи каждый год для твоей семьи из четырех человек — непозволительная роскошь.
Как и просторная квартира с хорошим ремонтом или новый автомобиль. Математика простая: перелет, двухнедельное проживание в Сочи и расходы на питание в августе обойдутся в 400 тысяч рублей — то есть откладывать каждый месяц в течение года нужно по 34 тысячи рублей. Двухкомнатная квартира в Благовещенске стоит порядка девяти миллионов — это 225 сорокатысячных зарплат.
И те молодые семьи, которые сегодня берут ипотеки на 30 лет, мониторят «горячие путевки» и видят, насколько разный уровень жизни у людей из разных сфер, не будут говорить своим детям: «Иди за мечтой». Выбор профессии для будущего поколения — вопрос выживания или как минимум комфорта их будущего.
Я не буду рассуждать о справедливости распределения благ в современном обществе. На вопрос сына, почему дворник получает мало, а папа его друга, дядя Денис, намного больше («Мама, они в отпуск ездят постоянно, и на всю зиму уезжали в Таиланд»), предлагаю ему рассуждать вместе.
«Новое поколение — другое. Они не считают, что требовать зарплату выше — стыдно. Удержать молодого специалиста рассказами о том, что «мы семья», «уволиться — предать людей, которые с тобой рядом» — невозможно. Они думают о себе в первую очередь, а о работе — как о способе получения денег. И это тоже меняет рынок труда, заставляя работодателей привлекать реальные бонусы для удержания нужных специалистов».
Закон рынка
— Как ты думаешь, трудно научиться стать дворником? Ну да, с этой работой справятся многие. Значит, на эту должность можно нанять многих людей. Чем больше потенциальных соискателей («Алиса, что такое соискатель?» — попутно выясняет сын), тем больше выбор у работодателя. А значит, зарплаты в этой сфере будут ниже, — объясняю я. — Да, несправедливо. Но это закон рынка. А теперь представь, что ты — владелец золотодобывающего завода. Золото получают с помощью очень сложного оборудования. Стоит оно, например, два миллиарда рублей. Это оборудование нужно настроить. Умеют это делать немногие — ведь специалисту нужно разбираться в физике, машиностроении, пройти специальное обучение и так далее. И учти, если человек, которого ты наймешь, оборудование испортит, ты лишишься двух миллиардов: оборудование придется покупать новое. Сколько ты ему заплатишь?
— Миллион, — щедро предлагает сын и задает вопрос: «То есть больше платят там, где мало желающих?»
— Да. Но скорее мало не желающих, а «могущих». Есть профессии, куда ты можешь устроиться, не имея специального образования. Достаточно школьных знаний, курсов переподготовки, самостоятельного обучения по интернету или просто смекалки на новом рабочем месте. Или высшего образования по другому профилю. А есть профессии, для которых придется несколько лет грызть гранит естественных наук сначала в школе, затем в вузе. Это сложнее. Поэтому и конкурс на гуманитарные профессии всегда выше, чем на технические. Но в итоге тот, кто успешно проходит более сложный путь (да простят меня гуманитарии), в среднем, по статистике, зарабатывает больше — просто потому, что конкурировать начинаешь уже не ты, а работодатели — за тебя.
«Теперь крутой — это тот, кто имеет много денег и не работает. Герои современного поколения рассказывают, что жить надо в кайф, осознавать свои желания и не перенапрягаться. Да, я утрирую, но курс на красивую и легкую жизнь у современных лидеров мнений молодежи прослеживается четко».
Стоит ли становиться блогером
Конечно, сын пока понял не всё.
— В общем, если в будущем я хочу хорошо жить, надо выбирать самую сложную профессию. Блогер подходит? — с надеждой спрашивает он.
Мы закапываемся в интернет, чтобы выяснить, сколько в нашей стране блогеров и как много из них смогли зарабатывать на своих каналах. Результаты сына не радуют. Он вздыхает, но уже не спорит, когда я предлагаю налегать на математику, а в будущем — на химию, физику и программирование.
Возможно, когда он вырастет, мир поменяется еще раз. И уже мы станем тем самым поколением, которое давало неактуальные советы. Но все мы пытаемся научить своих детей тому, что поняли сами.
Научиться трудиться
Недавно прочитала статью о том, что бумеров (людей, родившихся в сороковых-шестидесятых годах) на рабочих местах сменили зумеры (молодое поколение) и у работодателей теперь, что называется, «рвутся шаблоны». Вспомните фильм «Дьявол носит Prada», сериал «Доктор Хаус». Десятки картин, где работа возводится в культ. Жертвовать личной жизнью, семьей, терпеть унижения ради того, чтобы работать под крылом у гениального начальника, — это был повод для гордости. В советское время учитель, который «забивал» на своих детей, но был сильнейшим педагогом для своих учеников — ситуация рядовая. Работа как смысл жизни, высшая ценность — это советское наследие. И это не глупость, а государственная доктрина. Благодаря ей наша страна выживала и развивалась после войны.
Новое поколение — другое. Они не считают, что требовать зарплату выше — стыдно. Удержать молодого специалиста рассказами о том, что «мы семья», «уволиться — предать людей, которые с тобой рядом», — невозможно. Они думают о себе в первую очередь, а о работе — как о способе получения денег. И это тоже меняет рынок труда, заставляя работодателей привлекать реальные бонусы для удержания нужных специалистов.
Правда, у этой медали есть и обратная сторона. Эти ребята не впитывали с детства советские фильмы, где герои гордились тем, что работали: много и тяжело. Много работать тогда — значит быть крутым. Теперь крутой — это тот, кто имеет много денег и не работает. Герои современного поколения рассказывают, что жить надо в кайф, осознавать свои желания и не перенапрягаться. Да, я утрирую, но курс на красивую и легкую жизнь у современных лидеров мнений молодежи прослеживается четко.
И вот эти вчерашние подростки научились отстаивать свои права, смело заявлять о своих желаниях: об этом они читали, про это они смотрели видеоролики и фильмы. Но ведь успешного успеха в жизни добиваются единицы. Основной же массе придется смириться с тем, что за жилье придется платить ипотеку не один год, на новый гаджет — копить по нескольку месяцев. А самое главное, какой бы любимой и интересной ни была профессия, работа — это трудно, нужно, это приходится делать даже через «не хочу» много-много лет. И даже если ты выбил себе максимально возможную зарплату, возможность работать на «удаленке» и еще пару бонусов — дальше всё равно придется просто работать за зарплату. И вот тут шаблоны начинают рваться у молодежи.
Я не знаю, нужны ли нам фильмы, где бригада айтишников-ударников упоенно пашет день за днем, программируя новый трактор в амурских полях, или видео от блогеров, которые учатся считать и распределять зарплату заводского рабочего в течение всего года. Надеюсь, будущее поколение найдет эту золотую середину.
Возрастная категория материалов: 18+
«Когда-то мы верою были сильны,
при виде бабла не пускали слюны.
И не было б всей этой гнили
если б нас не соблазнили»©
— ПКЯ сначала отучилась на педагога. Работа нравилась, но получала копейки, поэтому пришлось уйти и переучиваться на другую профессию. Закончила курсы переподготовки на психолога https://astobr.com/psikhologiya/ и сейчас веду частную практику . Профессия нравится и доход хороший выходит.
— e1safronovaПравильно говорите/пишете, Алексей.
Только ведь и власти, и СМИ (в том числе и АмПравда) делают для этого очень много.
— ПКСовершенно верно подмечено. Все хотят стать блохерами.
— Алексей Сухушин