Шесть городов, пять штатов

— Светлана, насколько известно, вы не эколог. Почему же тогда вас пригласили?

— В расширенное понятие экологии сегодня стали включать еще и изменение климата. Я много лет отработала синоптиком, веду блог в интернете, где высказываю свои суждения по этому поводу. И была замечена сотрудниками Генконсульства США во Владивостоке, которые собирали группу экологов для поездки в Америку в рамках обмена опытом. Я честно сказала, что уже не работаю в Гидрометцентре. Мне сказали, что это не главное, важна моя общественная позиция. А этого у меня, как говорится, выше крыши.

— Где вы побывали и что вас поразило?

— Мы объехали всю Америку от восточного до западного побережья. Побывали в округе Колумбия, штатах Вайоминг, Орегон, Флорида, Нью-Йорк и других. И первое, что меня поразило, это организация поездок. Программа путешествия составляла целый том, где все рабочие встречи были расписаны по минутам. Все так и было. Сбоя не было ни в одном месте — чтобы автобус где-то задержался или мы опоздали, потому что в пробке простояли. К слову, таких пробок на дорогах, как у нас во Владивостоке или Москве, я в Америке не видела — даже в Нью-Йорке.

Помешаны на экологии 

— Если говорить об  обмене опытом, чему у американцев можно поучиться?

— Американцы очень озабочены экологией, потому что во многих штатах там пережили экологическую катастрофу. Там осознали, что цивилизация захватила слишком большой кусок земли и надо немножко сделать шаг назад. А то, что они потеряли многие биологические виды, это факт. В начале 20-го века почти треть всей древесины, которая вырубалась и перерабатывалась в США, составлял американский каштан. Сейчас этих национальных деревьев почти не осталось, и там изо всех сил пытаются их возродить.

У них действует программа восстановления американского журавля. Из восьми особей, которые чудом сохранились, возродили популяцию. Когда-то там уничтожили почти всех бизонов, а сегодня они бродят по лесам стадами. Из Нью-Йорка нас возили в национальный лес недалеко от границы с Канадой. Там лесничий нам  рассказал: «Оленей столько развелось, что объедают лес на корню. Когда я встречаю человека и узнаю, что он охотник, приглашаю: «Приходите охотиться и приводите с собой друзей».

В приоритете дикая природа

— Как американцы решают проблему противоречия интересов человека и дикой природы?

— Для них это такой же трудноразрешимый вопрос, как и для нас. И, что удивило, нередко они решают его в пользу дикой природы, в какой-то мере ущемляя права человека. Там не только говорят о том, что надо сохранять природу, но еще находят экономические рычаги.

В городе Джексоне штата Вайоминг, где находится всемирно известный парк Йеллоустоун, красивейшие места, полные живности, фермерам приходится тесниться. В лесах развелось много оленей, и пришлось завезти туда волков. Они размножились, успевают поедать и оленей, и фермерских овец. Фермерам выплачивают компенсацию за каждую убиенную волками овцу — тройную стоимость, но они все равно недовольны. Кому понравится жить рядом с хищниками?!

Власти штата делают все для развития туризма, который приносит инвестиции. А что людей привлекает? Дикие леса, где развелось столько птиц и зверей, что их можно увидеть невооруженным глазом. Там все продумано, чтобы человек мог приехать и все это посмотреть. Хочешь на солнышке пообедать — вот тебе полянка для пикника, рядом речка журчит. Недалеко туалеты, мусорные бачки, есть место для машины. В определенных местах проложены тропы для туристов. Все разумно и удобно.

В этом же городе Джексоне мы увидели огромные арки, сооруженные на центральной площади из оленьих рогов, возле которых всегда фотографируются туристы. Там и гостиницы, мотели, стилизованные под вестерн, украшают оленьими рогами. Почему бы в наших северных поселках, где мы пытаемся развивать туризм, не сделать такое? Замечательная идея.

Неделю школьники учатся в лесу 

— Какие еще идеи, на ваш взгляд, можно воплотить у нас?

 — Мне очень понравилась программа, которую внедрили в Портленде и других американских штатах. Где-то раз, а где-то два раза в год — весной и осенью — учеников шестых классов вывозят в лес. За ними следят преподаватели, вожатые-старшеклассники, медики. Каждому выдают специально разработанные дневники наблюдений, у каждого свое научное направление — кто-то букашку изучает, кто-то цветочек или птичку…

Что ценно: через такую экологическую программу пропускают всех детей. В городских школах так выстраивают учебный курс, чтобы в теплое время года все учащиеся поочередно могли пройти цикл экологического воспитания. Подавляющее большинство родителей согласны, потому что для них это все за символические деньги.

Плюсов много. Некоторые дети впервые в жизни оказываются в лесу и открывают для себя живую природу. Их учат, что у тебя под ногами не просто земля — там целый мир, камни бывают такие и такие, речка оттуда берет начало и туда утекает... Все это западает в душу. В Америке много лагерей разного толка — и для богатых, и для социально не обеспеченных слоев. Ценность этой экологической школы в том, что дети из семей разного достатка живут в лесу в равных условиях. За неделю они успевают подружиться, делают для себя много разных открытий. Все это бесследно не проходит.

— Кто финансирует экологические программы для школьников — государство?

— Нет, такие школы «открытых дверей» — не государственные. Это некоммерческие организации, которые создают в штатах, привлекая средства из разных источников. Какую-то часть денег выделяют из бюджета штата, что-то родители дают, привлекают благотворителей. Важно, что есть всеобщая нацеленность на то, чтобы заинтересовать детей, показать, что кроме компьютера и города есть зеленый мир и его надо беречь.

Начинали эту дорогу энтузиасты, а теперь забота о природе стала у них массовым явлением, закрепленным законом и подпитываемым финансово. Но и у них есть свои трудности.

— Какие?

— Замечательные дикие места, которые мы посетили, — это запад страны. Он осваивался в последнюю очередь, там больше всего государственных земель и проще работать. А на востоке США и лесов-то почти не осталось. Там в основном частные земли, они давно поделены и перекуплены. Чтобы уговорить собственника сделать что-то в плане экологии, надо много и сильно работать.

— И у них получается?

— Получается. С подачи экологов в США создали так называемый сервитут — институт добровольного отказа от своих прав на землю. Юридически ты владеешь этой землей, но там ничего не строишь, не ведешь никакой хозяйственной деятельности. Природе дают возможность восстановить свои права.

Леса от пожаров не тушат

— Мы в России боремся с любыми лесными пожарами, а в Штатах даже к этому стихийному бедствию пересмотрели свое отношение, — рассказывает Светлана Казачинская. — Если пожар в лесу природного происхождения — возник из-за грозы, то он естественно почти всегда и заканчивается. Это нормальный природный процесс — пожары в лесах были всегда. Но сегодня считается, что мы должны бороться с ними любыми силами. Даже у нас на Дальнем Востоке, где мало населения. Другое дело, что средств и возможностей на это нет, но бороться надо. А вот в Америке мы услышали не только про контролируемые отжиги, но и про контролируемые пожары. Тайге регулярно надо выгорать для обновления. Оказывается, есть такие виды сосен, у которых шишки раскрываются только при температуре выше 400 градусов. То есть, если не будет пожара, не будет молодой поросли.

В 1998 году в США был масштабный пожар природного происхождения в самом Йеллоустоуне. И они его не тушили. Нам показали это место. Переводчики говорят: «Лет десять назад тут было все черно и страшно». А сегодня стоит бодренький ровненький лес.

Зеленая «колбаса» в Нью-Йорке

— Светлана, в Штатах много крупных мегаполисов, напоминающих каменные джунгли. Как решают экологические проблемы, например, в Нью-Йорке, где нет ни клочка свободной земли?

— Это трудно, но пытаются решать, причем самым интересным образом. Например, в Нью-Йорке еще в давние времена была проведена железнодорожная ветка, которая тянулась на многие километры. Она была выполнена на опорах и возвышалась над городскими постройками в виде длинного железнодорожного моста. Лет сорок эта ветка не эксплуатировалась, ее уже хотели демонтировать, но нашлись энтузиасты, которые предложили сделать из нее висячий парк. И сделали. Завезли землю, посадили кустарники, цветы, травку, а посередине оборудовали пешеходную дорожку, скамеечки установили. Получилось очень здорово.

Эта зеленая «колбаса», которую называют Хайлайн, стала одной из достопримечательностей финансовой столицы мира. Она тянется через весь город, радуя зеленью глаз и добавляя мегаполису кислорода. И теперь эту идею они продолжают развивать.

Возрастная категория материалов: 18+