Вернуться, чтобы учить
Летние каникулы еще не закончились, но с молодым учителем мы встречаемся в школе: он вместе со своими учениками работает на испытательном огороде около учебного заведения.
Первый вопрос, который интересует журналистов, — почему здесь? Молодого педагога-мужчину с радостью примет большинство школ области.
— Причина на самом деле очень простая — бабушка попросила, — смеется Николай. — Она у меня всю жизнь проработала учителем начальных классов в этой школе. А дедушка здесь же физику преподавал. Из-за них я и решил стать учителем.
Парень отправился в Благовещенск и сразу же поступил в БГПУ. Поначалу идея работать в Благовещенске показалась деревенскому парнишке намного привлекательнее, чем в родной Нововоскресеновке. К пятому курсу у парня появилась реальная возможность остаться преподавать в городе — а он, получив диплом, вдруг решил вернуться.
— Понял, что по-другому не смогу. Да и ждали меня здесь. Прежний учитель географии пожилой уже был, болел. Но вел уроки до последнего — ждал, что я вернусь, верил, что ребят будет кому учить. Я был нужен нашим школьникам, — вспоминает Николай.
Кукурузные опыты
Но занятиями в классах учитель не ограничивается, ведь в школе больше сорока лет действует производственная бригада. В ней задействованы все ученики 5— 8-х классов.
— У нас есть свой огород площадью в две сотки, — говорит Николай. — Раньше работали только в рамках учебной программы: высаживали обычные овощи для школьной столовой. А теперь проводим здесь сельскохозяйственные опыты.
Год назад патронат над школой взял один из преподавателей ДальГАУ. И предложил ученикам адаптировать сорт сахарной кукурузы для аграриев Шимановского района.
— Наша территория считается приближенной к северной, а из-за погодных условий урожай может быть ниже, чем в более теплых районах. Кукуруза нужна сельхозпроизводителям для корма животных, — объясняет учитель. — Мы ее выращиваем, чтобы выяснить, какие сорта наиболее эффективны для нашей местности.
Не так давно испытательный участок посетила комиссия амурского областного эколого-биологического центра. По словам Николая, специалисты отметили хорошие результаты школьников и предложили в следующем году защитить свои достижения на всероссийском конкурсе.
Картофельный рекорд
Однако не только кукурузой занимаются школьники в свободное от учебы время. Еще одна забота школы — картошка. В прошлом году благодаря ей школа заработала больше 150 тысяч рублей.
— У нас бригада работает с 1972 года. Но тогда мы относились к месткому колхозу. А в 1992 году он распался, и мы стали самостоятельным подразделением, — говорит учитель труда и мастер производственного обучения Владимир Кожаев. — Раньше нам аграрии выделяли 60 гектаров земли, давали сельхозтехнику. Мы сеяли зерновые и сдавали урожай по взаиморасчету.
После перестройки эта практика оказалась неактуальной. Давать землю и семена было некому, а из своей сельхозтехники у школы был лишь старенький трактор да ржавая советская картофелекопалка.
Но в прошлом году учителя решили возобновить масштабные аграрные работы. Разработали участок в три гектара и посадили картофель. Часть урожая пошла в школьную столовую, часть — на семена, остальную картошку продали. На вырученные деньги в школу купили музыкальный центр с колонками, фотоаппарат, провели праздник урожая и отложили часть средств, чтобы купить новогодние подарки всем ученикам. Кроме того, лучшие школьники-полеводы получили премию по 500 рублей.
Остаемся преподавать
Вот так, то за партами, то на школьном участке круглый год занимается молодой учитель с сельскими ребятами.
— Наверное, в этом особенность деревенских педагогов. В городе преподаватель видит своих детей только на уроке, а за пределами школы они обычно не сталкиваются. А здесь ты со своими учениками с утра до вечера. Уроки начинаются в восемь утра, заканчиваются в четыре, — говорит Николай Макаров. — После этого ты идешь в магазин и видишь, что кто-то из ребят ссорится. Или, например, стоит с сигаретой. И ты не можешь пройти мимо — разговариваешь с ними, объясняешь, что так делать нельзя. Бывает, кто из подростков поздно вечером по улице гуляет — заставляешь идти домой, провожаешь до калитки.
Кроме того, в дом молодого учителя по вечерам постоянно прибегают ученики — кто-то не справляется с домашним заданием, кто-то запутался при изучении новой темы. Да и сам Николай Макаров нередко отправляется по домам школьников — например, помочь с подготовкой к ЕГЭ.
— Поначалу, когда только устроился на работу, я еще думал: может, позже перееду в Благовещенск или хотя бы в райцентр. А теперь понимаю, что не смогу бросить этих ребят, — говорит Николай. — Старое поколение учителей уходит, и если не будет молодых — развалится школа. А значит, уедут жители, у которых есть дети. И нашей деревни просто не станет. Поэтому мы должны остаться — пока есть молодые учителя, села будут жить.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии