Перевалы на цепях
Обильные снежные осадки практически парализовали движение на Амуро-Якутской магистрали на прошлой неделе. Сотрудники ГИБДД на трассе «Лена» ежедневно фиксировали десятки аварий. А в пятницу автодорога и вовсе была полностью заблокирована на несколько часов. Многотонная фура не смогла преодолеть крутой подъем в районе тындинского кладбища и перегородила проезд во всех направлениях. По обе стороны встали десятки автомобилей. Только с приходом тягачей удалось убрать машину и открыть движение.
Если в черте города можно привлечь на помощь тяжелую технику, то на трассе, где нет сотовой связи, водителям приходится гораздо сложнее.
— Я уже 20 лет работаю дальнобойщиком — езжу из Хабаровского края в Якутск. С таким коллапсом зимой я столкнулся впервые. В прошлые годы грейдеры шли один за другим, а сейчас от Большого Невера до Тынды всего один раз встретил дорожников, — возмущается дальнобойщик Игорь Перегрудов. — Хорошо еще, что я на цепях еду. А ребята без них стоят перед перевалами, не могут подняться. Знакомый попробовал в гору забраться, так его машину повело, и он с дороги в кювет улетел.
С доводами дальнобойщиков соглашаются и в управлении федеральной дороги «Лена», которое находится в Алдане. По мнению руководства, ситуация действительно сложная, но этому есть объяснения.
— Во-первых, в Тындинском районе выпало большое количество снега. Он шел не прекращаясь несколько дней. Во-вторых, с 15 октября на обслуживании федеральной трассы «Лена» в Амурской области теперь работает новая компания, у которой оказалось недостаточно техники для своевременной уборки снега, — объясняет заместитель начальника управления федеральной дороги «Лена» Николай Дудко. — Но сегодня положение постепенно нормализуется, обеспечен проезд от Невера до Тынды. Чуть сложнее от Тынды до границы с Якутией, но и здесь у нас сейчас работают грейдеры.
Техника в боксах
До 15 октября обслуживанием амурского участка федеральной трассы М-56 занималось ОАО «ДЭП-123». Это предприятие было образовано на базе ДРСУ-1, которое еще с 1949 года эксплуатировало Амуро-Якутскую магистраль. Поэтому у ДЭП-123 есть своя специализированная техника, асфальтовый завод и самое главное — кадры. Однако в итоге оказалось, что ресурсы этого дорожного предприятия стали никому не нужны.
— Главная причина, по которой мы расторгли контракт с ОАО «ДЭП-123», — это неудовлетворительное содержание дороги летом. Комиссия, контролирующая качество обслуживания федеральных трасс, выписала несколько предписаний, которые и стали основанием для прекращения работы ДЭП-123 на трассе «Лена», — рассказывает Николай Дудко.
По новому договору с 15 октября 2012 года эксплуатацией амурского участка Амуро-Якутской магистрали стало заниматься алданское ООО «Северстрой». Как выяснилось, для якутского предприятия это первый опыт обслуживания федеральных трасс.
— На данный момент у нас два грейдера, одна комбинированная дорожная машина, четыре самосвала и один бульдозер. Конечно, этой техники недостаточно, но она работает в две смены. В любом случае, учитывая, какой сильный шел снег, невозможно было бы быстро очистить дорожное полотно от снежных заносов — даже если бы у нас было больше машин, — говорит директор ООО «Северстрой» Анатолий Николаев. — Мы в Амурской области только две недели, но нам уже мешают работать. Вставляют палки в колеса — пишут жалобы во все инстанции, а рабочим моим и вовсе говорят, чтобы они ехали чистить дороги к себе в Алдан.
Жалобы на работу «Северстроя» действительно поступают. На прошлой неделе пришло предписание от ГИБДД. Но с другой стороны — что еще было делать дорожной полиции, если практически каждый час на АЯМе происходили аварии, а нормативные сроки уборки снега не соблюдались. Согласно правилам эксплуатации федеральных дорог, в течение пяти часов после начала снегопада на линию должна выйти дорожная техника, которая обязана приступить к очистке снега и подсыпке сложных участков гравием. Через 12 часов после окончания снегопада дорожное полотно должно быть полностью очищено. И в управлении автодороги «Лена», и в ООО «Северстрой», которые находятся в Алдане (500 километров от Тынды), нас заверили, что снежные накаты с федеральной трассы в черте города были убраны еще в понедельник. Корреспондент АП вчера лично проверил эту информацию на собственной машине: практически вся автодорога покрыта снегом. Пока чиновники и бизнесмены выясняют отношения на бумаге, в боксах ДЭП-123 простаивает почти 30 единиц специализированной техники, в том числе пять автогрейдеров, четыре бульдозера, шесть дорожных комбинированных машин.
— Конечно, тяжело смотреть на то положение, в котором сегодня оказалась федеральная трасса «Лена». У нас стоят специальные машины для подсыпки дорог гравием, а рабочие «Северстроя» вынуждены из самосвалов вручную раскидывать песок. Представляете, какая здесь разница в производительности, — отмечают сотрудники ОАО «ДЭП-123».
Драматическая наледь
Между тем в администрации Тындинского района призывают не нагнетать обстановку вокруг этой ситуации. Чиновники подчеркивают — проезд по федеральной дороге от Тынды до Соловьевска обеспечен, а к предыдущей обслуживающей компании у администрации накопилось много претензий.
— Я считаю, что ситуацию драматизируют: по федеральным каналам показывают сюжеты о том, что нет проезда по дороге «Лена», машины стоят. Буквально вчера глава района Тамара Лысакова проехала от Тынды до Большого Невера и сразу же позвонила — дорога в порядке, проехать можно везде, — рассказывает глава администрации Тындинского района Геннадий Щербина. — А вот летом, когда работало ДЭП-123, между Тындой и Соловьевском проехать было практически невозможно, дорогу никто не обслуживал, она вся была в разбитом состоянии. Накануне мы встречались с руководителем «Северстроя» и директором управления дороги «Лена». Мы нашли понимание для дальнейшей работы, поэтому думаю, что состояние трассы должно улучшиться.
В середине ноября определится компания, которая будет обслуживать амурский участок дороги «Лена» в 2013 году. На аукцион выставлено два лота. Первый стоимостью 64 миллиона рублей — на эксплуатацию трассы с нулевого по 151-й километр. Второй с ценой 58 миллионов — на участок со 151-го по 268-й километр. Если из этих 268 километров вычесть 30 километров, которые сейчас находятся на реконструкции (их обслуживает строительная компания), то получается более 500 тысяч рублей на один километр в год. По мнению одних, это достаточная сумма для того, чтобы зимой дорога была очищена от снега, а летом на ней не было ям. По мнению других, для качественного содержания федеральной трассы нужно гораздо больше средств.
Между тем на трассе «Лена» появилась новая преграда для водителей. С наступлением морозов на ряде участков образуются огромные наледи, которые дальнобойщики между собой называют «смертельными». Чиновники «Росавтодора» в очередной раз заявляют, что к наледям подготовились основательно: запаслись досками и изолирующими материалами. Какая картина будет в реальности, покажет наступившая зима.
1235 км — протяженность трассы «Лена». Асфальтовое покрытие есть только на небольших участках в районе Тынды, Нерюнгри и Алдана. Существуют отрезки дороги, на которых покрытие отсутствует полностью. В 2006 году «Лену» признали одной из самых опасных дорог мира по версии ресурса www.darkroastedblend.com.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии