Лучшие сюжеты — те, где герои самые влиятельные, а секреты — самые засекреченные. Тогда от твоей работы наибольший эффект: примут новый, более справедливый закон, залатают прореху в системе, сквозь которую вытекали бюджетные миллионы долларов, привлекут к суду высокопоставленного чиновника, привыкшего чувствовать себя безнаказанным. Может случиться, получишь Пулицеровскую премию, как, например, криминальный репортер Сара Ганим, и твой портрет напечатают на обложках журналов.
Законодатели и их помощники сели за решетку
— Благодаря нашей газете четыре человека, осужденные за преступления, которые они не совершали, вышли на свободу. Мы занимались расследованием по коррупции в столице штата. И столько накопали, что 21 человек сел за решетку. Все они — законодатели местного уровня и сотрудники капитолия штата, — с гордостью рассказал руководитель издательства Джон Киркпатрик, в прошлом сам известный репортер-расследователь.
По словам седовласого профи, он, как главный человек в Patriot-News, не пользуется популярностью среди людей, облеченных властью. Понятно почему.
— Чем более агрессивную политику ведет наша газета в области расследований, тем меньше с тобой хотят общаться начальники разного ранга, в том числе те, кто работает на госслужбе, — заметил с улыбкой Киркпатрик, — но зато тем больше с тобой хотят общаться их подчиненные. Потому что знают: если сообщат нам информацию, скрываемую от общественности и она соответствует действительности, то она будет обнародована и пойдет на пользу людям, что-то изменит в нашей жизни к лучшему.
Сторожевые псы демократии
Так в США называют журналистов-расследователей. И хотя говорят, что из-за наглости репортеров в американском обществе утвердилось циничное восприятие политики и политиков (к ним априори относятся с недоверием и каждый шаг пытаются контролировать), зато цинизм политиков по отношению к своему народу распространения в Штатах не получил.
В Patriot-News рассказали, что еще несколько лет назад Пенсильвания в рейтинге открытости занимала одно из последних мест в США. Там была совершенно чудовищная система доступа к публичной информации на всей территории штата. И никто ничего не хотел менять. Чиновники не хотели подставляться под более жесткий закон, который обязал бы их обнародовать свою кухню. Но в 2008 году в столице штата Харрисбурге разразился грандиозный скандал.
В прессе появились публикации с сенсационными фактами: законодатели (Сенат и Палата представителей) глубокой ночью, скрываясь от глаз общественности и журналистов, приняли решение о повышении себе любимым заработной платы. Жители штата были возмущены. Накануне один из журналистов запросил в капитолии записи о расходах, но получил отказ и подал в суд. Несмотря на то что представители власти в ходе разбирательства потратили уйму денег на высокие гонорары юристам, суд все-таки постановил, чтобы чиновники предоставили всю информацию и обнародовали требуемые документы.
И тут выяснилось много интересного. И о ночном повышении, и о том, что законодатели платили своим помощникам дополнительные бонусы за чисто политические задания. А надо заметить: в Штатах работа, которую ты делаешь для правительства как чиновник, отделена от каких-либо политических кампаний. Потому что налогоплательщики платят тебе как чиновнику, а не как политическому кандидату.
Кроме этого, журналисты раскопали еще один вопиющий факт: деньги налогоплательщиков использовались некоторыми сенаторами и членами Палаты представителей для оплаты услуг… жриц любви. Нанимали на официальные должности студенток, работа которых на самом деле состояла в оказании услуг сексуального характера. Потянув за эту ниточку, настойчивые репортеры вывели на чистую воду и чиновников из пенсильванского фонда помощи студентам, которые тратили бюджетные деньги на личные поездки, игру в гольф и соколиную охоту.
Но самое главное — старания журналистов, которые они называют обычной рутинной работой, не пропали даром. Половина членов Палаты представителей потеряли голоса избирателей. Остальные, чтобы удержаться в своих креслах, вынуждены были поддержать предложение общественности. И в Пенсильвании появился местный Закон на право знать (Right to know law), по которому любой гражданин теперь может получить практически любую информацию о деятельности американских властей. Он действует с 2009 года. А после создали агентство по контролю за исполнением этого закона — Офис публичной информации штата Пенсильвания.
Журналистская солидарность
Однако и сегодня ресурсы информации госчиновники Пенсильвании раскрывают порой неохотно и медленно. И тогда редакция идет в суд. По словам главного редактора Patriot-News Кейт Баррон, в настоящее время газета участвует в двух судебных процессах. Отстаивает права людей, которые пытаются привлечь внимание муниципальных чиновников к определенным проблемам. И подали в суд на руководство тюремной системы (по-нашему — УФСИН), чтобы они допускали журналистов на казни.
На мой вопрос, не боятся ли репортеры вести опасные расследования, Джон Киркпатрик заметил, что в Америке для охотников за секретами госчиновников и разных ведомств существует единственная угроза — недостоверность информации, то есть оказаться неправыми. Там, если бы кому-то из журналистов угрожали или применили насилие, все массмедиа, несмотря на конкуренцию, отреагировали бы очень остро. И даже если бы правительство не было склонно расследовать дело, оно было бы вынуждено это сделать. Журналистская солидарность — хорошая страховка в поисках правды, отстаивании гражданских прав и интересов налогоплательщиков. Ведь каждый штат у них живет за счет своих доходов и налогов.
Вот они и продолжают копать, как гласит девиз Американского национального комитета репортеров-расследователей, «глубоко до грязи». Приглядывая за различными ведомствами, исполнительной властью, законодателями, при этом не оглядываясь на то, какие у них связи с Вашингтоном.
Джон Киркпатрик, руководитель издательства Patriot-News:
Журналист должен быть вне политики
— Мы не приветствуем участие журналистов в любых акциях протестов. Потому что наши читатели ожидают от нас объективности и непредвзятости. Мы должны держаться в стороне от каких-либо противоборствующих выступлений, быть одинаковыми по отношению ко всем. Если журналист даже не с полномочия редакции, а сам по себе участвует в какой-то акции протеста, это в определенной мере компрометирует его статус как независимого источника информации. Журналист должен быть вне политики.
Кстати, за всю историю американской расследовательской журналистики внутри США погиб всего один репортер. Убийство журналиста вместо печально известного «нет человека — нет проблемы» означает там лишь приумножение проблем для объекта его расследования.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии